3097

Верховный суд ребёнка не обидит?

Как взрослые люди бьются за маленькую Ангелину

Верховный суд ребёнка не обидит?
Семья Колесниковых стала для девочки родной. Ангелина - на коленях приемного отца.

Четырехлетняя Ангелина МЕДВЕДЕВА вряд ли догадывается, что ее участью обеспокоился самый главный судья страны Жакип АСАНОВ. Противостояние биологической матери девочки с семьей опекунов длится уже второй год и, похоже, еще не скоро закончится. Судьи Фемиды никак не могут определиться, с кем же малышка будет жить дальше: с ранее судимой родительницей, кочующей по чужим фермерским хозяйствам, или с людьми, которые взяли под свое крыло уже трех ребятишек из детдома.

Месяц назад председатель Верховного суда Жакип Асанов получил ходатайство от жительницы пригорода Талдыкоргана Надежды КОЛЕСНИКОВОЙ. Она попросила его об отмене уже вступившего в законную силу постановления Алматинского областного суда, отказавшегося лишить либо ограничить в родительских правах Оксану МЕДВЕДЕВУ. В июле 2016 года эта гражданка оставила десятимесячную дочь в доме матери своего сожителя (он же биологический отец Ангелины) и отправилась на заработки. Кажется, что плохого в пребывании ребенка у бабушки? Но пожилая женщина испытывала жгучее пристрастие к алкоголю. Маленькая Ангелина провела у пьющей родственницы три дня. А потом ее обнаружили и забрали сотрудники органов опеки и попечительства.

Оксана Медведева, биологическая мать Ангелины.

Девочку поместили в местный дом ребенка. Поиски ее пропавшей матери к успеху не привели. Зато малютку заметила Надежда Колесникова, которая уже воспитывала мальчика, несколько лет назад подброшенного к ее жилищу. Ее предупреждали, что нежданно-негаданно может объявиться мать Ангелины и, пользуясь своими правами, вернуть дочь себе. Однако Колесникова все-таки оформила опеку над девочкой. В середине августа 2016 года кроха переехала в ее дом и вскоре после этого начала называть опекуншу мамой. Первым делом На­дежда пролечила Ангелину, которой пришлось перенести хирургическую операцию. А спустя год взяла из детдома еще двух сестричек, кинутых не только своими родителями, но и предыдущими удочерителями.

Оксана Медведева объявилась в 2019 году - уже с криминальным багажом. Оказалось, что в день рождения своего сожителя она подстрелила мужика из ружья! Со слов Медведевой, оружие она отвоевала в борьбе с гражданским супругом, который до оглушительного финала с выстрелом успел надавать ей тумаков. Ситуация была похожа на превышение самообороны, однако прокуратура заключила с Оксаной процессуальное соглашение. В нем Медведева признала себя виновной в причинении тяжкого вреда здоровью человека и выразила готовность получить наказание в виде трех с половиной лет ограничения свободы. Каратальский райсуд Алматинской области к такому сроку ее и приговорил.

По всей вероятности, из-за этого инцидента органам опеки и попечительства наконец стало известно о местонахождении матери маленькой Ангелины. Талдыкорганский отдел образования подал в здешний ювенальный суд иск о лишении Медведевой родительских прав. И тут, конечно же, сыграли немаловажную роль показания чиновников, работников дома ребенка и опекуна Колесниковой. Все они подтвердили, что Оксана более двух лет не навещала дочь и даже не пыталась интересоваться ее судьбой. А психологическое исследование показало, что Ангелина искренне любит новую маму и ее мужа: “В рисуночном тесте “Моя семья” ребенок изображает свою семью в круге и вне круга кружочками, фигурами закругленной формы, всех членов семьи, где она проживает - маму Надю (опекуна), папу Олега (ее мужа), сестер Еву и Виталину, брата Ярослава. Изображая своим рисунком всех членов семьи, Ангелина не скрывает свои эмоции, чувства и отношение к понятию “семья”, всех воспринимает родными, близкими людьми”, - сказано в заключении психолога.

В общем, первая инстанция согласилась с доводами истца и оставила девочку у Надежды Колесниковой. Однако биологическая мать взяла реванш в областном суде. Апелляционная коллегия отметила, что согласно статье 75 Кодекса о браке и семье лишение родительских прав уклоняющегося от выполнения обязанностей родителя возможно только после принятия всех предусмотренных законом мер по воздействию на его правосознание и поведение. То есть сначала нужно было вести с Медведевой долгие профилактические беседы, и, если она и после предупредительных сигналов не исправилась бы, тогда и права отнять не грех. Только кто же знал, где ее носило все это время?

Еще в Алматинском облсуде обратили внимание на то, что лишение родительских прав - это исключительная мера, принимаемая при условии, что ребенку грозит опасность от мамы или папы. Доказательств тому, по мнению судей, истцы не предоставили. Подумаешь, взрослые могут в горячке ссоры устроить кровопролитную битву за огнестрельное оружие…

В пользу Медведевой сыграло и то, что она не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах, имеет работу в крестьянском хозяйстве с зарплатой 45 тысяч тенге. А ребенка из детдома не забрала только потому, что у нее не имелось удостоверяющих личность документов - их она восстановила уже перед судебными слушаниями. Будто отсутствие бумажек было помехой для того, чтобы навещать дочку в госучреждении.

Как ни странно, пострадавший из-за сожительницы гражданский супруг Оксаны простил ее и дал согласие, чтобы она привезла Ангелину на зимовку. Свое отцовство мужчина признал. Об условиях проживания, ожидавших девочку по возвращении к биологическим маме и папе, наша газета рассказывала минувшей зимой (см. “По крови или по справедливости?”, “Время” от 16.1.2020 г.).

В довершение всего судьи сослались на статью 60 вышеупомянутого кодекса, где сказано, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. И потому решение первой инстанции отменили. Примечательно, что Надежда Колесникова, чья семья за счет тройного опекунства обрела статус многодетной со всеми причитающимися от государства пособиями, попыталась обжаловать свой проигрыш в кассационном порядке. Однако в марте Верховный суд отказал ей в этой возможности. Оставался последний шанс: обратиться непосредственно к председателю ВС. И он сработал.

По представлению Жакипа Асанова на днях кассационная коллегия все же рассмотрела это непростое дело. Сам он пришел к выводу, что обе нижестоящие инстанции не выяснили вопросов о наличии опасности для ребенка. Также главный судья страны обратил внимание на то, что его коллеги могли принять решение об ограничении родительских прав Медведевой.

“…Если родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъ­явить иск об их лишении…” - отмечено в представлении председателя Верховного суда.

В итоге столичные служители Фемиды вновь спустили дело в Талдыкорганский ювенальный суд для более тщательных разбирательств. История противостояния взрослых из-за маленькой Ангелины пошла на второй круг. Кто станет победителем в битве за малышку, по-прежнему не ясно.

Ирина МОСКОВКА, фото Сандугаш ДУЙСЕНОВОЙ, Талдыкорган - Нур-Султан - Караганда

Поделиться
Класснуть