Семья Шубиных: Мы, может, только жить начинаем!
Когда многодетные ШУБИНЫ добровольно перебрались из Усть-Каменогорска в село, деревенские крутили у виска и с недоумением говорили: “Все в город из деревни бегут, а вы наоборот!” Мама семерых детей не обижается и считает, что только в Верх-Убе они стали по-настоящему жить.
У Ирины и Василия Шубиных семеро детей. Старшему Ивану - 23, самому младшему Алексею - два года.
- В Усть-Каменогорске мы жили на Аблакетке, а в Верх-Убу Шемонаихинского района переехали в 2017 году. И честно говоря, жалеем, что не сделали этого на 10-15 лет раньше, - признается Ирина. - Тогда мы с супругом были моложе, и нам, городским жителям, непривычным к физическому труду, было бы легче.
Впрочем, сейчас родителям во всем помогают дети. Шубины всегда все делают вместе. Вот и будущее место жительства выбирали сообща. Ездили по селам, смотрели дома и… природу.
- Нам очень понравилась Верх-Уба. Тут красиво! Река Уба течет. Есть маленький уютный храм. Добрые, отзывчивые люди. Только здесь мы стали по-настоящему жить, - делится Ирина.
В первые же дни дети вдоволь накатались на велосипеде по пыльным сельским улицам, свободным от машин. Потом научились плавать. А главное, на чистом воздухе стали реже болеть!
- У четвертого сына ларингит, часто приходилось вызывать ему “скорую помощь”, возить в больницу. Потом мы купили ингалятор и стали сами лечиться, - рассказывает мама. - Сейчас он пылится в шкафу. Три года уже им не пользуемся.
Большой плюс - натуральная пища. Свои выращенные на огороде овощи, парное молоко.
- Хозяйство у нас небольшое: две коровы, шесть коз, немного кур и гусей и старенькая лошадь, наша любимица и помощница, - перечисляет Ирина. - В том году решили попробовать держать свиней - купили трех поросят. Всему учимся понемногу.
Как назвать новых питомцев - задача детей. Особенно им нравится давать клички забавным и ласковым козлятам.
- Конечно, в деревне намного сложнее. Работы много, порой не знаешь, как все успеть, - признается Ирина Шубина. - Но мы ни капли не жалеем о переезде. И опять же, коронавирус… Все же быть на карантине в своем доме не так мучительно, как в квартире!
Кстати, о карантине. Эта ситуация не дает Ирине воплотить в жизнь планы по швейному мини-производству.
- Я общалась с другими многодетными мамами и узнала, что можно получить грант и открыть свое дело, - поясняет собеседница. - Мы с мужем перебирали разные варианты и остановились на швейном оборудовании. Я не профессиональная швея, но шила кое-что детям, так что опыт есть. А вообще-то я повар, но работать по специальности не пришлось - постоянно нахожусь с детьми.
Как получить грант, подсказали в местном акимате. Потом Ирина обратилась в палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области, подала документы и стала ждать, когда начнутся курсы по основам ведения бизнеса.
- Я очень благодарна нашему бизнес-тренеру Дамиру, который все доступно объяснял, - отмечает многодетная мама. - И дочери, которая в мое отсутствие нянчилась с братиком. Ведь мне практически каждый день приходилось ездить в райцентр Шемонаиху.
Бизнес-план Шубины готовили вместе. Все подбадривали маму, которая очень волновалась перед защитой.
- Комиссия одобрила план сразу! - радуется Ирина. - Когда получили оборудование, то вместе с мужем разбирались, что и как. Пробовали шить. Получилось!
Первыми изделиями Ирины были детские вещи, именные и интерьерные подушки. Появились постоянные клиенты.
- Еще до карантина я закупила ткань, но потом люди перестали делать заказы: им сейчас просто не до этого, ведь многие остались без работы, - рассуждает Ирина Шубина.
Впрочем, шить в промышленном масштабе у Ирины все равно бы не вышло - времени не хватило бы.
- В семье три школьника, а в период дистанционного обучения мы, как и многие, на себе испытали сложности со связью, - говорит Ирина.
А уроки Шубины делали сообща за одним большим семейным столом.
- Только старшему сыну пришлось остаться в городе, потому что он оканчивал колледж, - добавляет Ирина. - Он старается к нам приезжать. Мы очень по нему скучаем, особенно младшие дети. Привыкли всегда быть вместе!
Елена СУПРУНОВА, фото из архива Ирины ШУБИНОЙ, Усть-Каменогорск