7270

Воздушный ас,бывший шеф-пилот экипажа борта № 1 Ербол ОСПАНОВ отметил 65-летний юбилей рейсом в Лондон, завершая свою летную карьеру. Летчик рассказал нам, чем будет заниматься на пенсии.

Мне бы в небо

Из крайнего, как говорят авиа­торы, рейса Ербола Абылаевича встречали с почестями. В Алматинском аэропорту под аплодисменты коллег, друзей, родственников и журналистов он спустился с трапа грузового самолета Boeing 767-300.

- Конечно, немного грустно сейчас, но все имеет начало и конец. Сегодня заканчивается моя карье­ра как командира воздушного судна, но жизнь продолжается, и моя связь с небом неразрывна, - признался он. - Этот рейс был для меня символичным. Мой первый полет тоже был на грузовом самолете АН-2 в далеком 1972 году. Мы тогда доставили в село Катон-Карагай около тонны вакцины, а в этот раз отвезли в Лондон гуманитарный груз.

О небе Ербол грезил с детства. Мама трудилась в Усть-Каменогорском аэропорту диспетчером, и он часто бывал у нее на работе. Увидев в пять лет первый раз вблизи самолет, решил, что будет летать.

- У нас бабушка жила в Алматы, и мама отправляла меня одного лет с десяти к ней на каникулы, - вспоминает он. - Договаривалась с коллегами, сажала на самолет, и я летел, причем зайцем. Моя мечта была стать военным летчиком-испытателем, но мама была против того, чтобы я связал свою жизнь с армией. Мой отец был военнослужащим, и она знала, какая это нелегкая стезя. В старших классах начал посещать школу юных авиаторов. Мы там не только конструировали модели, но и к нам приходили сотрудники аэропорта и рассказывали про конструкцию самолета, метеорологию и другие интересные вещи. После школы я поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации под Саратовом. В 18 лет я уже начал летать самостоятельно. Меня часто спрашивают: что вы чувствовали в первом таком полете? Ничего. На летном обучении инструкторы готовили нас так, чтобы мы не испытывали ни восторга, ни волнения, а четко выполняли задачу. В полете должна быть трезвая голова - и никаких эмоций. Для летчика главное качество - это самообладание в любой ситуации.

В авиации Ербол Абылаевич 47 лет, летал на различных типах самолетов. На его счету 21 000 часов налета - это примерно 2,5 года в воздухе! В 1985-м он окончил командный факультет Академии гражданской авиации в городе Ленинграде, получив квалификацию инженера-пилота. В 2002 году получил степень бакалавра права юридического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби. Имеет действующие свидетельства пилота США (FAA ATPL) и Канады (Transport Canada ATPL). С 1992 по 2009 год он был шеф-пилотом флота первого президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

- Мне было 37, когда я стал шеф-пилотом борта №1, - продолжает он. - Восемнадцать лет был на этой позиции. Помню, когда только приступил к обязанностям, мне сказали: “Ты должен так садиться и взлетать, чтобы напиток в его стакане не расплескался”.

Конечно, трассы в аэропортах разные, например, в Алматы длина 4,5 километра, а в Усть-Каменогорске - 2,5, поэтому всегда учитываются все нюансы, чтобы пассажирам было комфортно. С президентом я побывал почти во всех странах мира.

Полеты за границу - это отдельная история. Например, в Лондоне практически всегда было загружено воздушное пространство, и приходилось подолгу ожидать в воздухе очередности для посадки, а в Нью-Йорке время руления перед взлетом занимает от 40 до 50 минут, потому что параллельно с тобой выруливает около 30-40 самолетов разных авиакомпаний мира.

- Внештатные ситуации случались?

- Когда с президентом летал - нет, а до этого на ЯК-40 был пожар в среднем двигателе, на ТУ-154 правая стойка колеса после взлета не встала на замок убранного положения, на “Боинге” - отказ двигателя при взлете. Ситуации были разные, но экипаж всегда знает, как действовать. Мы часами отрабатываем на тренажерах все не­штатные ситуации. Даже если один из двигателей откажет, второй отлично справится с нагрузкой. В целях безопасности самолет, скорее всего, совершит посадку в ближайшем подходящем аэропорту, и пассажиры могут ничего не заметить.

Помню, в октябре 1995 года летели на “Боинге-747” с Елбасы в Нью-Йорк на 50-летие ООН. Без посадки более 12 часов в небе. Прилетели, а у них погода испортилась, и нас отправили в зону ожидания. А там такое загруженное воздушное пространство, что каждый самолет должен выходить на контрольную точку по строго определенной траектории, чтобы не столкнуться с другим воздушным судном. Полет проходил в условиях кучево-дождевой облачности. И тут разряд молнии! Наш самолет так тряхнуло, что было чувство, будто что-то разорвалось. Но экипаж сохранял спокойствие, и мы благополучно произвели посадку в аэропорту им. Кеннеди.

Сегодня, 9 июня, Ерболу Абылаевичу исполняется 65 лет, но он подтянут и бодр. Каждое утро бегает кросс 2,5 километра, обливается холодной водой, занимается на тренажерах. А еще любит шутить.

- Чем будете заниматься на заслуженном отдыхе? - интересуюсь у него.

- Три месяца отдохну, а там посмотрим. Могу поработать фитнес-инструктором для девушек. У нас недалеко от дома площадка с тренажерами, так что приходите, позанимаюсь с вами, - смеется он. - Без работы сидеть точно не буду. Думаю, мои знания будут полезны молодым пилотам. Буду делиться опытом и растить будущих асов.

Семью Оспановых можно смело назвать летной династией. Сын летает вторым пилотом на Airbus, старшая дочка работала бортпроводницей, имеет свидетельство пилота. У Ербола три внучки и внук, который, надеется Ербол, продолжит традицию.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть