16329

Слово - за судом

Лязат и Тулемис ЖУМКАЗИЕВЫ в течение трех лет добиваются от Комитета нацбезопасности возврата более 50 миллионов тенге

Слово - за судом

Из-за одной недосказанности, неясности в судебном приговоре супруги никак не могут найти истину в щекотливом денежном вопросе.

О непростой ситуации Жумказиевых наша газета уже писала (см. “Бес изъятия”, “Время” от 25.12.2017 г.). Вкратце напомним, в ходе обыс­ка квартиры бывшего подполковника Министерства обороны Тулемиса Жумказиева, приговоренного к 12 годам лишения свободы за взятку, сотрудники КНБ изъяли крупную сумму денег - 125 900 долларов и 10 775 000 тенге. В ходе разбирательства специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам Нур-Султана отменил вынесенное районным судом постановление о санкционировании ареста этих денег, потому что супруга экс-подполковника доказала, что они добыты законным путем и не являются вещественным доказательством коррупционного правонарушения. Она предъявила судье договоры купли-продажи коттеджа и квартиры в Талдыкоргане на общую сумму 177 тысяч долларов.

Теперь проблема в том, что судья арест с денег снял, но не указал самого главного: кто и когда должен вернуть их хозяевам. И вот с июля 2017 года Лязат Жумказиева бегает по разным инстанциям, чтобы выяснить этот вопрос.

В ответ на ее обращение Генеральная прокуратура заявила, что вопрос о возврате Комитетом нацбезопасности денег должен быть решен в рамках исполнения приговора по уголовным делам, поэтому необходимо обратиться в специализированный межрайонный военный суд, который и вынес решение о снятии ареста на наличность.

В феврале 2020 года Лязат направила в этот суд ходатайство о разъяснении сомнений и неяс­ностей, связанных с исполнением приговора, но получила отказ, мотивированный тем, что “правом на подачу ходатайства обладают осужденный либо учреждение или орган, исполняющий наказание”.

Но более важной причиной отказа суда можно назвать, пожалуй, эту: “вопрос о взыскании этих денежных средств выходит за рамки исполнения приговора от 19 июля 2017 года, поскольку невозможно исполнить приговор в этой части при условии их растраты бывшим следователем органа, проводившего досудебное производство”.

Имя этого следователя КНБ Асхат ШОТАЙ. В данный момент он отбывает уголовное наказание за присвоение и растрату вверенного чужого имущества (денег Жумказиевых). А в отношении остальных комитетчиков, расследовавших дело Тулемиса Жумказиева, сам же следственный департамент КНБ начал досудебное расследование по факту халатности.

Но в итоге, как сообщили Лязат в главной военной прокуратуре, дело по факту халатности прекращено за отсутствием состава преступления. По словам Жумказиевой, лишь руководитель следственной оперативной группы Оскен ЖАСУЗАКОВ привлечен к дисциплинарной ответственности.

- Немаловажно, что при исполнении приговора столичного специализированного межрайонного военного суда о снятии ареста с денег Жасузаков в полном объеме вернул их женам других осужденных по этому же делу - Е. ШАРИПОВА, К. ТЛЕУБАЕВА и Е. ИБАДУЛЛАЕВА. А мне он отдал лишь 995 тысяч тенге, - говорит Лязат.

Изначально по этому делу она проходила в качестве потерпевшей, с чем была категорически не согласна, потому что, будучи в таком статусе, не могла бы рассчитывать на возврат денег от КНБ.

- Делая меня потерпевшей по уголовному делу в отношении Шотая, КНБ хотел уйти от гражданско-правовой ответственности возместить мне причиненный материальный ущерб, возложив ответственность на Шотая. Наши деньги были изъяты Комитетом нацбезопасности, хранились в КНБ и утеряны из здания КНБ. Необеспечение должностными лицами сохранности моего имущества причинило мне материальный ущерб, - говорит Лязат Жумказиева.

Она ссылается на часть 3 статьи 922 Гражданского кодекса, согласно которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц гос­органов, возмещается на общих основаниях за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов. При их недостаточности вред возмещается субсидиарно за счет государственной казны.

После публикации в нашей газете в 2017 году Лязат получила письмо из Генеральной прокуратуры с сообщением о том, что теперь по делу потерпевшей является не она, а... КНБ.

А буквально на днях для Жумказиевых забрезжил свет в конце тоннеля: Лязат получила из суда постановление о прекращении исполнительного производства в отношении Асхата Шотая, так как он полностью погасил ущерб КНБ.

“Согласно квитанциям АО “Казпочта” от 7.4.2020 г. и 21.4.2020 г., требования исполнительного документа о взыскании с Асхата Жумажанулы Шотая в пользу ГУ “Комитет национальной безопасности РК” материального ущерба в размере 50 071 921 тенге исполнено в полном объеме”, - говорится в постановлении.

- 50 млн тенге поступили от Асхата Шотая на баланс КНБ. По решению суда они не подлежат конфискации, значит, если комитет не возвращает деньги хозяевам, это может расцениваться как необос­нованное обогащение! - подчеркивает Лязат.

Обязан ли КНБ, изъявший у Жумказиевых деньги, вернуть их? С этим вопросом Тулемис Жумказиев обратился в специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам Нур-Султана, который в свое время признал, что изъятые деньги не имели отношения к совершенному Жумказиевым правонарушению.

“Таким образом, требуется разъяснение приговора, означает ли отмена ареста на имущество, наложенного в целях обеспечения гражданского иска, возврат его законным владельцам или нет, поскольку при исполнении приговора из-за неясности формулировки приговора возникли сомнения у судебного исполнителя. В связи с изложенным прошу разъяснить, кто должен возвратить мне денежные средства в размере 9 760 000 тенге и 125 900 долларов”, - ходатайствует Жумказиев.

Кстати, проблему непонятных судебных актов неоднократно затрагивал председатель Верховного суда Жакип АСАНОВ. Он призывал своих коллег после оглашения решения, приговора или постановления сразу давать разъяснения, причем общедоступным языком.

- Ничего не разъясняют, говорят на своем юридическом языке, хотят выглядеть умными. Хотя это как раз признак неумного человека. Куда они торопятся? Ведь это их основная работа. Они должны на пальцах объяснить человеку, почему к такому выводу пришли! - возмущался работой судей Асанов.

Лязат и Тулемис Жумказиевы очень надеются, что судья специализированного межрайонного военного суда внемлет увещеваниям главы Верховного суда и разъяс­нит все неясности приговора, от которых зависит дальнейшая судьба семьи. К слову, Жумказиевы воспитывают троих детей, живут в общежитии и не теряют надежды вернуть свои деньги, чтобы приобрести жилье.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото из личного архива ЖУМКАЗИЕВЫХ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть