2216

Кому развод, кому - медовый месяц

В Семее психолог общественного фонда “Центр семьи” Николай ЛЫЛЫК приходит на помощь супружеским парам, которые в условиях самоизоляции оказались на грани расставания

Кому развод, кому - медовый месяц
Николай ЛЫЛЫК ведет прием у себя на кухне.

Четыре года назад выпускник местного вуза пришел набраться опыта в общественную организацию в рамках государственного проекта “Молодежная практика”. Временное место работы стало для него постоянным. Сейчас 26-летний психолог центра семьи задействован во многих социальных проектах. Это и адаптация лиц, которые освободились из мест лишения свободы, и психологическая подготовка старшеклассников к ЕНТ, и примирение супругов, подавших в суд заявление на развод. С введением в Восточном Казахстане дополнительных ограничительных мер из-за распространения коронавируса практически приостановились все проекты центра семьи. Вот уже три недели психолог-координатор находится в отпуске без содержания. Как и другие казахстанцы, оказавшиеся в подобной ситуации, он получил социальную выплату от государства в размере 42 500 тенге. Но Николай продолжает работать в удаленном режиме, причем на безвозмездной основе. Волонтер оказывает бесплатную психологическую помощь по телефону, продолжая трудиться в обычном режиме.

- Номер “горячей линии” у нас и раньше был. Но когда люди звонили, я всегда приглашал их на личную беседу к нам в офис, - говорит Николай. - Конечно, консультация по телефону ограничивает возможности психолога. В то же время это лучше, чем ничего.

Во время карантина интернет заполонили смешные ролики, как люди пытаются работать дома в удаленном режиме: деловые переговоры в режиме онлайн прерывает то радостный визг малышей, то громыхание кастрюль на кухне. А как психологу удается выходить из курьезных ситуаций, которые неизбежно возникают, когда работаешь в условиях самоизоляции?

- Я женился два года назад. У нас еще нет детей. Супруга занимается предпринимательством. Сейчас она тоже находится в вынужденном простое. Мы вместе сидим дома. Но моя жена прекрас­но понимает, как важно во время консультаций с психологом соблюдать тишину, так что у нас обходится без курьезов, - делится Николай.

Ему, как и другим психологам, часто приходится выслушивать жалобы на то, что самоизоляция во время карантина привела к резкому ухудшению микроклимата в семье, скандалам и вспышкам агрессии.

- Самоизоляция - лакмусовая бумажка семейных отношений, - считает психолог. - Бывает, что супруги отдаляются друг от друга из-за загруженности на работе, жалуются на нехватку внимания, отсутствие романтики. Когда же они оказываются вместе на длительный срок, у них появляется реальный шанс наладить утраченный контакт. В таком случае самоизоляция может стать причиной даже второго медового месяца! Но если уже до карантина в семье были более серьезные проблемы, изоляция от внешнего мира еще больше их обострит.

Николай вспоминает ситуацию из докарантинной практики:

- Ко мне обратилась пара, которая жила в гражданском браке. У них был общий ребенок. На протяжении пяти лет они то сходились, то расходились. Причину сами не могли понять. Может, из-за ревности, может, из-за нехватки денег… Настоящая причина была на поверхности, но осознали супруги ее только во время нашей беседы. Они оба были предпринимателями. Их связывал общий бизнес. Круглые сутки они были вместе. Не успевали ни соскучиться, ни отдохнуть друг от друга. Рабочие вопросы и конфликты несли в дом. Когда супруги поняли, где собака зарыта, женщина занялась другим делом, о котором давно мечтала. Больше они не расставались. Пара зарегистрировала свои отношения официально. А недавно у них родился второй ребенок. Получается, сейчас многие оказались на их месте. Но в условиях самоизоляции методы сглаживания конфликтов нужны особенные...

В таком случае Николай Лылык рекомендует научиться снимать тревожность:

- Есть специальные упражнения по снятию тревожности. Их легко можно проводить практически в любых условиях, даже на крошечной жилплощади. Они разделяются на три направления - дыхательные, мышечные и упражнения, направленные на развитие творческого потенциала. Эффективнее всего совместное творчество. Не случайно бешеную популярность приобрел интернет-проект “ИЗОизоляция”. Когда члены семьи пытаются воссоздать с помощью подручных средств известную картину, они чувствуют себя сплоченной командой! Уверен, что “ИЗОизоляция” спасла от развала не один брак…

Сейчас Николай Лылык работает с супругами, которые уже твердо решили разойтись, но карантин помешал им осуществить свой замысел.

- Дело давно шло к разводу. В условиях самоизоляции нет возможности разбежаться, жить раздельно. Изначально муж с женой хотели разойтись мирно, полюбовно, остаться друзьями. Но сейчас постоянно срываются друг на друга. Это негативно отражается на их двух детях. Особенно страдает старшая дочь. Ей и так сложно приспособиться к дистанционному обучению, у которого оказалось много подводных камней, а тут еще родители на ножах. Изначально женщина обратилась за помощью: “Как мне все это легче перенести?” Но если работать только с одной стороной, результата не будет никакого. Во втором разговоре мы пришли к тому, что мне нужно отдельно переговорить с ее мужем. А потом провести общую беседу.

Вот тогда Николай и выяснил, что в молодости глава семейства увлекался резьбой по дереву. По совету психолога он не только тряхнул стариной, но и подключил к творческому процессу всю семью.

- Пока все идет хорошо. Но прошла всего неделя. Это непростая работа. Все с первого раза не получится. В процессе совместной деятельности неизбежно появятся конфликты, потому что отношения уже трещали по швам. Будем эти вопросы дополнительно решать. Всегда, даже в самых безнадежных случаях, я не теряю надежду помирить супругов. Но сейчас самое главное, чтобы семья гармонично существовала без негативного влияния на детей.

Николай Лылык каждый день сталкивается с последствиями того, насколько тяжело земляки переносят карантин. Длительное нахождение в замкнутом пространстве, потеря работы, свободы передвижения и привычного круга общения, материальные проблемы и страх за будущее своей семьи - все это сильно бьет по психике, вгоняя в депрессию и даже вызывая суицидальные мысли…

- Сейчас работаю с одной девушкой, которая дважды за короткое время пыталась покончить с собой, - делится Николай. - В первый раз, когда разрушились ее долгие, прочные отношения. Любимый человек вышвырнул ее из своей жизни. Причем буквально - с применением физического насилия. У пострадавшей была сильная зависимость от бывшего сожителя - и психологическая, и финансовая. Она решила, что не имеет смысла жить.

В первый раз ей хорошо помог платный психолог, девушка поверила в то, что способна изменить свою жизнь. Она в свое время окончила вуз, была неплохим переводчиком. Ей удалось найти работу по специальности в Алматы, начала зарабатывать. Но тут режим ЧП в одночасье разрушил все ее планы. Только она приобрела надеж­ду, как снова ее потеряла. Дважды сломленная. “Я пыталась, но у меня ничего не получилось. Значит, остался один выход - в петлю”, - вот что мне пришлось услышать во время нашей первой беседы. Сейчас ведем работу, чтобы донести до человека, что мир не разрушен, жизнь не заканчивается. В последнее время в наших диалогах больше позитива. Девушка уже знает, что будет делать дальше. Подняла старые связи. Оказалось, что забытые друзья по ней скучали, готовы оказать ей поддержку, помочь с работой. Главное, она поняла: нельзя падать духом. Люди падают, чтобы подняться!

Николай Лылык уверен: после карантина можно будет вернуть практически все, что потерял человек. Кроме утраченного доверия своих детей.

- Обратилась мама. У них с мужем единственный сын. Ему 17 лет. Потерян контакт с отцом. Парень огрызается, конфликтует, не видит в нем авторитета. Начали разбираться. Отец - военнослужащий, суровый человек. Когда сыну было семь лет, он отдал его в секцию хоккея. Выясняется, что все десять лет мальчик люто ненавидел хоккей, зато любил рисовать. У него прекрасные рисунки. Но он не мог их показать отцу, потому что тот считал: это занятие для девчонок. В итоге подросток где-то подпольно наносил татуировки друзьям, потому что они оценили его талант! Когда мальчик вырос, выяснилось, что страха перед отцом больше не испытывает, но и других чувств нет. Пустота… Во время нашей четвертой совместной беседы суровый военный впервые в жизни заплакал. Потому что осознал, какую боль причинял маленькому сыну своей душевной слепотой. Постепенно отношения между отцом и сыном восстановились. Родители решили помочь своему ребенку стать художником. Но в подобной истории может и не быть счастливого конца. Вернуть доверие ребенка очень трудно, порой невозможно. Поэтому в условиях самоизоляции самое время присмотреться к своим детям: что их волнует, что по-настоящему трогает? Может, сосредоточившись на материальных проблемах, вы не замечаете что-то более важное?

Телефон бесплатной психологической помощи в Семее 8-777-9779629, с 10.00 до 17.00.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть