4273

Жибек ЖАППАСБАЕВА, артистка цирка и каскадёр: В горящую избу тоже могу, но с подготовкой

Она скорее похожа на хрупкого подростка, чем на участницу легендарной казахстанской команды каскадеров Nomad Stunts. Тем не менее Жибек - востребованный во всем мире специалист по конным трюкам, хотя девушка никогдане предполагала, что ее выберет такая удивительная профессия.

Жибек ЖАППАСБАЕВА, артистка цирка и каскадёр: В горящую избу тоже могу, но с подготовкой

Жибек приехала в Алматы из Кызылорды, чтобы продолжить обучение хореографии. Папа мечтал, чтобы девочка стала стоматологом: хорошая профессия, на­дежный кусок хлеба, но Жибек всегда тянуло на сцену. Поэтому и в Алматы она учебе предпочла работу - поступила в ансамбль “Салтанат”, с подружками организовала вокальную группу, мечтая покорить российскую эстраду. В студию вокала надо было идти мимо левады цирка, где мастера джигитовки тренировались и обучали всех желающих.

- Я прямо загорелась и все свободное время ходила на платные занятия, хотя ездила на лошади шагом, вцепившись в седло от ужаса. Представляю, что думали в это время инструкторы: “Зачем тебе это надо? Ты же не способна держаться в седле”.

Можно представить удивление Жибек, когда через два месяца таких занятий-мучений руководитель группы Nomad Stunts предложил ей работать в цирке. Девушка на автомате согласилась, а потом пришла в ужас. Стало понятно, что Жайдарбек КУНГУЖИНОВ просто не видел ее “успехов”. Он знал, что Жибек каждый день занимается, и решил, что хрупкая девушка будет хорошо смотреться на лошади и сможет заменить уходящую в декретный отпуск артистку.

- А ведь незадолго до этого разговора я как раз сходила в цирк и посмотрела выступление команды. Большую часть представления сидела зажмурившись от ужаса, потому что они делали невероятные трюки, да еще без страховки и в галопе, - делится Жибек.

Осложнялась ситуация еще и тем, что плавно войти в номер не было времени: до гастрольной поездки по Казахстану оставалась неделя!

Так, в первый же день девушка получила арапником по спине за то, что села спиной к манежу. Тренироваться пришлось чуть ли не сутками. Причем лошади уже ­уехали на гастроли в специальной перевозке, и работать пришлось с самым вредным кусучим конем Антохой. Он постоянно ходил в наморднике из-за склочного характера, но даже так умудрялся кусать все, до чего дотягивался. Жибек вспоминает, что у нее все руки были в синяках.

- Старт тура в Караганде, коллеги приготовили поздравление с первым выходом. И тут понимаю, что на арену надо не заехать, а перепрыгнуть через барьер, чего я делать не умею. Я тогда чуть с лошади не свалилась… - вспоминает “этапы большого пути” Жибек. - Так я стала джигиткой.

И с тех пор каждый день обязательная программа: три часа тренировок на лошади. Это нужно артистам и животным. Оказывается, если кони несколько дней стоят без разминки, то их распирает нерастраченная энергия, и сразу находится повод для мелкого хулиганства.

Родители поначалу не очень понимали, зачем дочка поступила в цирк. Жибек говорит, что и самой стало бы, наверное, скучно через пару лет, если бы не пришлось параллельно участвовать в съемках фильмов. Оказалось, что это самая захватывающая часть жизни.

Простых трюков не бывает, и каждый необходимо долго готовить. Например, в первый раз Жибек изображала похищенную невесту и падение с лошади, но длинная искусственная коса зацепилась за луку седла, и пришлось полувисеть-полубежать рядом с конем, пока его не остановили.

“Томирис”, “Казахское ханство”, “Жаужурек мын бала” - это самые крупные казахстанские проекты, где снималась Жибек. Часто приглашают работать за рубежом. Фильмов так много, что, по признанию артистки, она не всегда успевает запомнить их названия.

Девушка, кстати, сыграла и главные роли в художественных фильмах “Папина дочка”, “Неделимое”.

- Здорово, интересно, но каскадером быть круче, - делится впечатлениями Жибек.

Это не только конные трюки, но и драки, и эффект­ные полеты на тросах. И не всегда самые сложные трюки те, которые красиво смотрятся в кадре. Например, одной из трудных работ оказался дубляж царицы в болливудском проекте. Зритель видит красивый кадр: на белоснежном коне в золотых украшениях и короне во весь опор без седла скачет царица в шелковом сари, раскинув руки. На деле же взмокший нервный конь, который панически боится съемочного дрона, плюс скользкая одежда героини и отсутствие седла привели к рекордному количеству незапланированных падений в шести дублях.

Сейчас кроме работы в кино Жибек занята подготовкой цирковой группы амазонок - красивых девушек, исполняющих трюки на лошадях. Особенная профессия не мешает личному счастью. Причем парню нравится самостоятельный характер и… аппетит любимой девушки.

- Он до сих пор смеется над нашим первым свиданием, когда в кафе я, такая хрупкая внешне, налегала на мясо, а не на салатики. Я очень счастлива, что судьба сложилась таким образом и я попала в эту профессию. Даже переживала, что через несколько лет придется искать что-то другое, но недавно в Праге познакомилась с каскадершей, которой 42 года. Так что у меня впереди еще много времени, - говорит Жибек.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Жибек ЖАППАСБАЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть