Акмарал БАСИРОВА: Нет позорных профессий, стыдно нежелание работать
Лет восемь назад она пошла по кабинетам чиновников, чтобы оформить социальную помощь, как многодетная мать. И от одного из них услышала упрек: для кого ты детей рожала, для меня, что ли? Говорит, благодарна этому мужчине. Потому что тогда просто развернулась, ушла и больше никогда ничего ни у кого не просила. Наоборот, встала на ноги и начала сама помогать многодетным мамочкам, оказавшимся в сложной ситуации.
Сейчас Акмарал БАСИРОВА, или, как ее больше знают, Акма, - руководитель центра “Бақытты отбасы” Алатауского района Алматы и глава общественного фонда “Защита прав матерей Ag-alem”. Кроме того, она руководит собственной компанией.
Известна же Акма тем, что каждый день помогает женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. А все началось с того, что когда-то от безысходности основала собственную клининговую компанию, в которой работали такие же, как она, многодетные мамы.
Когда год назад поднялась волна в поддержку многодетных семей, Акма оказалась среди активистов. Нет, она как однажды решила ничего для себя не выпрашивать, так и не выпрашивала. Но поняла, что не все такие сильные и целеустремленные, как она, и кому-то помощь государства - это спасение.
Акмарал, чтобы помочь конкретным семьям, добивалась приема у чиновников, доказывала, что социальную политику необходимо пересматривать, организовывала тренинги, подталкивала собственными плечами неповоротливую бюрократическую машину.
Вероятно, поэтому в августе и стала руководить районным центром “Бақытты отбасы”. Официально стала тем человеком, к кому многодетные мамы приходят в надежде решить свои проблемы. Центр обучает, трудоустраивает, помогает поверить в себя ну и, если потребуется, оформляет документы на пособия.
Но при этом Акмарал по-прежнему уверена, что, пока сам не захочешь встать на ноги, никакие пособия не помогут.
- Сейчас общество разделилось на две части. Одни говорят, что надо поддерживать многодетные семьи: дескать, все равно чиновники воруют, так хоть что-то перепадет простым людям. Вторая половина убеждена, что надо думать, прежде чем рожать столько детей. Я понимаю и тех и других, - признается Акма. - Каждую семью надо рассматривать отдельно и не в кабинете, сидя за столом. Думать, как помочь или как прочистить мозги. Иногда это необходимо, потому что женщины приходят с кучей обид. Порой собеседницу хочется просто встряхнуть, привести в чувство. Потому что нельзя жить с ощущением, что тебе все обязаны: муж - козел, родственники - уроды, ты одна достойна памятника.
Опыт выживания показывает, что вопрос прочистки мозгов едва ли не самый главный. Акма всегда говорит, что рожала для себя, это был сознательный выбор. По-хорошему надо бы с мужем советоваться, потому что мужчина же не всегда готов к такому повороту событий. В любом случае, совершая свой выбор, не надо искать, на кого бы повесить детей, проблемы, собственные ожидания. Надо быть готовым к тому, что большая семья потребует больших усилий.
Был момент, когда семья Акмы жила в съемном заплесневелом подвальчике. Но это был совсем недолгий период. Потому что такое жилье противопоказано для детей и для самооценки женщины.
- Раз я дала жизнь, должна дать все, что возможно в этой жизни, для своих детей, - уверена Акма.
Поэтому сейчас она удивляется, что с появлением адресной социальной помощи желающих работать резко поубавилось. Многим проще ужать расходы и жить на пособие, чем найти приработок и дело по душе.
- А знаете, что самое страшное? Я недавно была в ЦОНе и случайно услышала разговор. Женщины друг перед другом хвастались, с помощью каких уловок и махинаций умудрились получить АСП: кто-то скрыл доход мужа, кто-то развелся и т. д. Я всегда общалась с трудягами, да, они получали что-то от государства, но никогда не сидели сложа руки. А сейчас среди поколения тех, кто помоложе, как минимум половина - иждивенки. Есть дом, муж ухаживает за детьми, а она не может работать - спина болит, ноги ноют. А когда предлагаешь идти в клининговую компанию мыть подъезды, так и вовсе обижаются, говорят, что родня не поймет. Так и уходят, проклиная, уверенные, что я не хочу помочь, называют меня жировой. А я лишь предлагаю реальную работу, - разоткровенничалась Акмарал.
Еще Акма удивляется, когда мамочки приходят и просят написать ходатайство от фонда в банк, чтобы им облегчили бремя кредита. Чаще всего выясняется, что деньги брали не на операцию или лекарства и даже не на стиральную машину для большой семьи. Деньги брали на новую сотку!
- Я не понимаю, как можно жить во времянке и брать кредит на айфон? - возмущается Акмарал. - Причем такое ощущение, что до этого поколения уже не достучаться. Надо думать о детях, чтобы они научились уважать труд, хотели работать, а не ждали халявы. Да, мытьем подъездов на “майбах” или виллу в Испании не заработаешь, но не надо равняться на коррупционеров. Любой труд почетен и полезен. И не намаз делает тебя верующим, а именно честный труд. У нас почему-то об этом редко вспоминают.
Кресло руководителя центра Акме, если честно, жмет. Приезжает она теперь домой поздно, на собственных детей времени не остается, бизнес почти остановился, зарплату же в центре платили только три месяца, остальное время - работа на энтузиазме. Его, правда, у нее по-прежнему с избытком.
Говорит, что это ее миссия, раз так хорошо получается. Она и правда прекрасный управленец, умеет находить нестандартные решения. Вот, например, не так давно 127 женщин получили микрогранты на покупку швейных машинок и открытие собственного бизнеса. Но платить за аренду цеха по алматинским расценкам просто немыслимо. Помещение нашлось в исправительном учреждении для малолетних преступников: там площадей много, зато нет желающих обучать подростков полезным навыкам и находить им работу. Теперь обе сотрудничающие стороны довольны друг другом.
Акмарал говорит, что отработает в центре год, убедится, что дело налажено, что мамочки получают необходимую поддержку, и наконец уедет за город, где постепенно растет их собственный семейный дом. Да, он в пригороде, но зато всем пятерым детям будет проще. Школа рядом, а старшие уже находят себе работу в поселке.
- Я всю жизнь жила с ощущением какой-то нереализованности, все потому, что не получила диплом о высшем образовании. Да, поступила учиться, но потом пропал папа, и пришлось тянуть семью. Тем не менее сейчас веду сразу несколько проектов и делаю это хорошо. Поэтому и детям своим я не прописывала жизненный сценарий, не говорила, что любой ценой надо закончить вуз, - делится семейными секретами Акмарал. - Сын после девятого класса сказал, что мечтает окончить курсы по ремонту сотовых. Я их оплатила, и сейчас у него прекрасная работа с достойной зарплатой. Дочка тоже после девятого класса сказала, что не хочет тратить свое время и мои деньги на учебу, так как не уверена, что это ей надо. Прошла курсы по макияжу и сейчас в 18 лет за две недели зарабатывает 200 тысяч тенге да еще и подумывает о том, чтобы открыть в поселке, где мы будем жить, салон красоты.
Любая профессия достойна уважения, считает многодетная мама.
- Работу по уборке квартир можно любить. А у нас почему-то думают: раз моешь полы, делаешь что-то руками, значит, дурак, лучше сидеть и ждать, пока на тебя откуда-то не свалятся деньги. Позорна не работа, а нежелание работать, - говорит Акмарал Басирова.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы