Тохтар АЛИМБЕКОВ, социальный предприниматель: Шымкентский - это звучит круто
Наш собеседник старается разбить стереотипы о южанах.
Тохтар назначил мне встречу в кофейне в центре Шымкента. Хожу кругами, но найти ее не могу. Созваниваемся.
- Стойте на месте. Сейчас я вас заберу, - предлагает.
Стою. Через пару минут рядом останавливается новенький черный “мерседес” с 13-м регионом на госномере. Он подвозит меня к той самой кофейне. Его встречают как давнего знакомого. Понимаю, что это заведение принадлежит ему. Садимся. Прошу принести капучино.
- Вы шымкентский мажор? - почему-то мне хочется спросить именно об этом.
- Не знаю, почему вы так решили, - улыбается. - Я родился и вырос в Шымкенте и, когда мне было 18 лет, уехал в Америку. Но не родители за меня платили (именно так я и подумала. - О. А.), я поступил на американский внутренний грант. Учился на предпринимателя. В 2016 году вернулся сюда. Открыл свою первую парикмахерскую, а параллельно начал развивать общественный фонд. Любой бизнес должен не только зарабатывать, но и помогать людям решать проблемы, создавать какие-то нематериальные ценности. Сначала это было хобби, но потом...
Общественное объединение U:projects - это платформа, на которой сейчас действуют 17 проектов: образовательных, музыкальных, общественных. Они очень разные. Один - это лекции, которые читают приглашенные спикеры. Приезжают они, как правило, из столицы или Алматы, и прийти послушать крутых бизнесменов или программистов может любой желающий. Другой - это “квартирники” (они проходят каждую пятницу в кофейне, в которой мы сидим), где играют начинающие шымкентские музыканты. Проект “Безопасный город” собрал вместе ребят, которые пытаются навести порядок в третьем мегаполисе Казахстана. Каждое направление - это мини-сообщество, клуб по интересам, которые в итоге объединяют более десяти тысяч человек. У U:projects нет бюджета, он не работает ни с государством, ни со спонсорами, хотя сотрудничество предлагают регулярно. Откуда деньги? Ежемесячно на развитие этих проектов Тохтар выделяет определенную сумму с доходов от бизнеса - теперь у него не только парикмахерская. Говорит, что это не такие большие деньги, но они реально могут изменить чью-то жизнь.
- Вот смотрите: в городе чуть больше миллиона человек, 400 тысяч из них - молодежь до 35 лет, - говорит Тохтар, будто мотивационную лекцию читает. - Разделить их условно можно на три категории. Первая - интеллигенция, это в основном русскоязычные ребята, которые бывали если не за границей, то хотя бы в других городах Казахстана - Алматы и Нур-Султане. Вторая - казахскоязычные, приехали из аулов, у них, как правило, нет образования, они из таких, кто работает на рынках, к примеру. И третья группа - творческие ребята, которые политикой не интересуются, могут вообще нигде не работать, но при этом делают что-то важное для нашего общества. Мы хотим их сплотить. Они могут дополнять и обогащать друг друга. Сейчас 70 процентов наших проектов на русском языке, остальные - на казахском. Мы хотим подтянуть в наши ряды тех самых русскоязычных ребят, хотя бы двадцать процентов из них, потому что остальные не верят в наши идеи.
- Даже молодые ребята?
- Мои одноклассники считают, что я бездельник, - смеется.
А потом с воодушевлением добавляет: “Но люди видят только верхушку айсберга. За два года работы мы уже вовлекли многих активных молодых людей в наши проекты, остальные придут вслед за ними!” Объясняет, что именно поэтому начали с русского языка. Хотя его даже попрекали этим: “Вы на Запад смотрите. Ты в Америке учился”.
- Сейчас мы постепенно увеличиваем присутствие казахского, наших традиционных ценностей, истории. Просто хотим преподнести это правильно, чтобы потом нас не обвиняли в национализме. Не нужно его искать в наших проектах (и тут мы подходим в самому интересному. - О. А.). У нас другая миссия: из шымкентских ребят, которых многие считают замкнутыми традиционалистами, вытащить нового кочевника, нового казаха. Кто он? Современный образованный молодой человек, который при этом чтит свои традиции, говорит по-казахски, часто только по-казахски, и несет нашу культуру. Это наша особенность. У Нур-Султана - деловитость, у Алматы - культура, у Шымкента - традиции. Зачем нам гнаться за кем-то? Мы взяли и объединили это.
- Вы такой “новый кочевник”, как я понимаю?
- Хочу быть таким.
Как говорит Тохтар, развиваться хотят не все. Но это его не расстраивает, он уверен, что постепенно его проекты будут затягивать все больше людей. С удовольствием рассказывает, что уже есть ребята, круто изменившие свою жизнь. Вспоминает про парня из аула, который случайно попал на один из “квартирников”. Стал приходить каждую неделю. Увлекся. Сейчас востребованный в Шымкенте видеооператор.
- Он приведет своих друзей, они - своих. Это мультипликативный эффект, в бизнесе все так работает. И у людей постепенно изменится сознание (оптимизма моему собеседнику не занимать. - О. А.). Сейчас именно к шымкентцам у жителей других регионов, скажем так, особое отношение. Как уже сказал, учился я в США. Представьте, вот сидим мы за столом, все казахи из разных областей. Знакомимся. Откуда? Из Шымкента? И сразу чувствуешь, что тебя как будто отталкивают. Это потом уже, через какое-то время: брат, да ты что, все нормально… Поэтому у меня так велика мотивация делать все эти проекты именно в Шымкенте. Я хочу показать, что юг не такой зашоренный, как обычно думают.
- Не преувеличиваете?
- Я сам все время с этим сталкиваюсь. Недавно мы ездили с нашим проектом в Атырау, делали большой концерт. Все прошло круто. Местные подходили к нам и с удивлением говорили: “Как вы это сделали - вы же шымкентские?” Или: “Я думал, ты шымкентский, а ты, оказывается, нормальный”. Смешно, конечно, но люди так говорят. И вот эти стереотипы нужно ломать.
Оксана АКУЛОВА, фото автора, Алматы - Шымкент - Алматы