6136

Мужики не плачут

Актюбинец Серик ШОКАНБАЕВ в одиночку воспитывает четверых детей и не ждёт, что для таких, как он, создадут особые условия

Мужики не плачут
Темирлан, Жансая, Серик, Жансауле и Алихан.

- Вам с молоком?

Не дожидаясь моего ответа, хозяин дома аккуратно плеснул в пиалу немного молока, залил его горячим настоявшимся чаем. Добавил кипятка и протянул мне дымящийся напиток.

На кухне Серика Шоканбаева тепло, уютно и светло. В казане на огне булькает мясо. Аромат разносится по всему дому. Поверхность газовой плиты сияет чистотой.

- Это моя старшая, Жансая, уборку сделала, - признается мужчина, заметив, как я любопытным взглядом изучаю комнату. - Такая хозяйственная!

Вся в папу, невольно возникает мысль. А ведь девочке всего девять лет!

Брак 46-летнего Серика распался в 2013 году. Совместная жизнь не выдержала испытаний житейскими трудностями. Жена пеняла ему на отсутствие собственного жилья и условий для самореализации.

- По профессии я - железнодорожник. Часто бывал в разъездах. Своего угла у нас не было, поэтому арендовали квартиру. Жена всегда хотела работать, - вспоминает Серик. - Как вышла после четвертого ребенка на работу, исчезла.

Зря судья просил женщину взять месяц на раздумье. Жена настояла на разводе здесь и сейчас, после чего попрощалась с бывшим супругом и четырьмя детьми.

Оставшись один, Шоканбаев с головой окунулся в домашние заботы. Сам стирал детям одежду, водил на кружки и в секции, дочкам заплетал косы, параллельно вникая, почему им нравятся платья именно розового цвета, бегал перед 1 сентября по рынкам, выбирая букеты, проверял уроки.

- Когда разводились, старшему Темирлану только исполнилось семь лет, младшей было всего 2,5 года. Поначалу не знал, как успокоить Жансауле, когда она плакала. Просто качал на руках, припевал “ау-ау-ау-уа” и рассказывал придуманные на ходу сказки, - вспоминает он.

Главной проблемой Серика, как, впрочем, и любого человека, в одиночку воспитывающего ребенка, является острая нехватка времени. Работу помощника машиниста (а платили за нее хорошо) пришлось оставить. Нужно было быть ближе к детям.

- Поначалу родня помогала, но у них свои семьи, проблемы. Поэтому, чтобы успевать приготовить еду, сделать с детьми уроки, пошел в охранники. Теперь работаю только по ночам, - говорит Серик.

С этого года старшая дочь, по признанию Серика, здорово его разгрузила.

- Многие мужчины желают, чтобы жена непременно родила мальчика. Понимаю, не хочется, чтобы род прерывался. Но девочки - это дар небес! Если бы не Жансая, меня, наверное, раньше времени удар хватил бы! - смеется мужчина.

Так получилось, что именно отец научил раскатывать ее тесто, резать салаты, выводить пятна с одежды, разливать “правильный” чай.

- Возвращаясь из гостей, обязательно принесешь домой вкусности. А через день дети просят приготовить точно такие же манты или пирожные. Приходится учиться, - говорит мужчина. - Хорошо хоть в интернете многие рецепты есть. Там не только расскажут, но и покажут. А Жансая часто со мной крутилась на кухне.

Последние шесть лет семья из пяти человек как-то умудрялась жить на 60 тысяч тенге. Из них 10 тысяч - это ежемесячное пособие на детей от государства. В начале года Шоканбаева начальство еле уговорило сдать документы на АСП. Чтобы собрать все необходимые бумаги, мужчине, по собственному признанию, поборов стыд, пришлось обратиться в суд.

- После развода я не подавал на алименты - для меня это унижение. Но при начислении АСП, оказывается, учитывается любая прибыль, на все нужна бумага. Вот и пошел в суд. Нужно было оттуда принести документ, что мне не платят алименты. Но судья, узнав, что я в одиночку воспитываю двух мальчиков и двух девочек, обязал бывшую супругу платить 35 тысяч тенге на детей, - говорит Серик.

Что касается пособий, то их выплачивали четыре месяца. А потом выплаты прекратились. Бухгалтер допустила ошибку в пенсионных отчислениях, поэтому многодетного отца попросили заново собрать документы. Подготовил. Но потом вновь возникла какая-то ошибка. Теперь разбираются.

А пока мужчина экономит на всем. По списку закупает продукты на месяц. С зарплаты высчитывает деньги на проезд детей. На себя практически ничего не остается. При этом он еще планирует построить дом. Сейчас семья проживает в небольшом домике, изначально возведенном на участке в качестве летней кухоньки.

- Есть люди, которые и на 30 тысяч умудряются не бедствовать. Так что не пропаду. К тому же выручают подработки, - не унывает Шоканбаев. - А вообще мне многого не надо. Я не курю, не пью. Главное - детям создать условия.

Старший Темирлан занимается футболом, второй сын - Алихан - увлекается боксом. Жансая - легкоатлетка. И лишь у младшей Жансауле нет тяги к спорту. Но это пока, уверены в семье.

- Вон сколько медалей и грамот у моих ребят, - гордится Серик. - Жансая всегда первые места занимает в легкоатлетических кроссах. Мечтаю, чтобы мои дети добились в спорте высоких достижений. Это ведь шанс выбиться в люди.

Несмотря на трудности, связанные с воспитанием детей, мужчина не спешит жениться во второй раз. Как-то пробовал. Но после претензий и требований потенциальной невесты быть всегда на первом месте больше пытать счастья не стал.

- Я не хочу выбирать между женой и детьми. После развода именно такие и попадались - ставили меня перед выбором: мол, твой прицеп мне не нужен! Поэтому с мыслями о женитьбе давно завязал, - говорит Серик.

Таких, как Шоканбаев - попрощавшихся с мыслью второй раз создать семью, считающих унижением требовать с бывших жен алименты, сдавать документы на АСП и вообще что-либо просить для себя от государства, немало. Отцы-одиночки, говорят специалисты по вопросам семьи, в основном патологические скромняги. А ведь проблем у них достаточно.

- Мы не знаем их точное количество по области. Но то, что они нуждаются в помощи, в первую очередь в психологической поддержке, это неоспоримо, - говорит председатель ОО “Центр поддержки женщин” Айгуль ДУЙСЕНОВА.

В центре отмечают, что такую категорию отцов надо юридически просвещать - некоторые после смерти супруги не знают, что нужно оформлять документы на получение пособий, а после развода можно требовать алименты у бывшей.

- На праздники мы собираем лучшие образцовые семьи региона и поощряем их. Одинокие отцы тоже получают приглашения. Мы не разделяем семьи на полные и неполные. Поскольку прекрасно знаем, каково это - одному воспитывать детей. К слову, у многих отцов-одиночек дети учатся хорошо, к тому же прилежные, - говорит Айгуль.

А известный актюбинский юрист Андрей БУЙНОВ считает, что отцам-одиночкам необходимы тренинги и семинары, чтобы пробудить в них желание бороться за свои права и права детей.

- На деле мужчины лучше заработают, чем будут тратить время на сбор документов и хождение по кабинетам. А нужно донести до них, что незазорно брать то, что положено по закону. При желании даже с начальством можно решить вопрос насчет гибкого графика не в ущерб работе и по закону.

Сам Шоканбаев согласен с этим. Кому плохо, если, к примеру, поставят в очередь на жилье? Но она продвигается медленно, и Серик терпеливо ждет, когда получит квартиру от государства.

- Трудности, конечно, есть. Иногда руки опускаются. Но когда дети приносят медали с соревнований, хорошие отметки из школы или просто обнимают тебя со словами: “Пап, когда вырасту, вывезу тебя на море”, - понимаешь, что все твои проблемы - ерунда! Мужчина всегда должен оставаться мужчиной, а дети - это настоящее чудо! - говорит Шоканбаев.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть