4446

Не превращайтесь в апашек

Алматинка Эльмира ЖАЙШАЕВА мечтает изменить отношение общества к людям старше шестидесяти и считает, что порой дети сами превращают их в стариков

Не превращайтесь в апашек

- Уважают ли в Казахстане людей старшего возраста? - Эльмира начинает наш разговор с вопроса.

- Конечно, это в наших традициях, - отвечаю.

- Я и сама всегда была в этом уверена. Но потом поняла: да, им отдают дань уважения, возвращают долги, благодарят, но во всем этом не хватает душевности, все происходит будто на официальном приеме, - неожиданно продолжает она. - Чаще всего это сводится к тому, что дети просто дают деньги своим родителям, навещают иногда и раз в год отправляют в отпуск. Так выглядит образцово-показательная семья, про плохие примеры я вообще молчу. И все приличия вроде соблюдены: мама и папа в порядке. Но достаточно ли им этого? Чего на самом деле они хотят? Об этом мы как раз и не задумываемся. Я сама была такой. Вот хранится у нас статуэтка: ценная, старинная - и мы ее бережем, пылинки с нее сдуваем, показываем гостям. Но не дай бог передвинуть ее на другое место - разобьется. Ничего не напоминает? А потому наши родители, ориентируясь на запросы общества, сами очень рано начинают превращаться в стариков, а мы своим покровительственно-назидательным поведением в этом им помогаем. А потом рассуждаем с умным видом о том, почему наши пенсионеры так отличаются от европейских!

Эльмира знает об этом не понаслышке: вот уже несколько лет она активно изучает тему эйджизма (дискриминация по возрасту) и работает с людьми, которых в нашем обществе принято называть пожилыми. В мае прошлого года у нее появилась идея открыть тренинг-центр для людей элегантного возраста (этот термин Эльмира придумала сама: слышать не может, когда говорят “пожилые”, “престарелые”, “старики”). Назвала она его “АсылЖай” и придумала слоган: победа над временем!

- В этом весь смысл моей работы. Жить на полную катушку, несмотря на годы. Первым делом я купила несколько ноутбуков, сняла помещение и стала искать тех, кто хотел освоить компьютер, - рассказывает Эльмира. - Первая группа начала обучение в феврале этого года. В основном это люди, которые, несмотря на пенсионный возраст, по-прежнему работают. Например, в одной из групп у меня были врачи (сейчас ведь во всех больницах и поликлиниках у пациентов электронные карточки, вот некоторым приходится заново учиться). Но часто даже их близкие не знают о том, что они ходят на такие курсы. Я хочу их сфотографировать, а они отмахиваются: “Что вы? Меня весь город знает, вдруг кто-то увидит”. Моя методика основана на простоте и многократном повторении, поэтому даже человек, который с компьютером на “вы”, быстро все схватывает. Помню, как дочь одной их моих учениц удивлялась: “Мама, ты научилась делать такие таблицы?” Дети часто недооценивают своих родителей. Например, я научила свою маму пользоваться различными мобильными приложениями, которые так облегчают нашу жизнь. Она мне говорит: “Как же хорошо! А я раньше в очередях стояла, чтобы коммуналку оплатить”. И в соцсетях она зарегистрировалась, нашла там себе друзей, общается с ними, каждый день выходит на прогулку, а потом еще и фотографии на своей странице выкладывает. Знаете, что я заметила: женщины более активны. Ко мне на курсы записываются только они. В основном это жительницы центра Алматы.

Пока Эльмира обучила 15 человек, но это только начало. Сейчас она ищет единомышленников (стилистов, косметологов, психологов), вместе с которыми будет не просто учить, а менять человека - его стиль, внешний образ, отношение к жизни.

- Я считаю, что дело вовсе не в социальной неустроенности, о которой принято говорить, точнее, не только в ней, - уверена наша героиня. - Это наши стереотипы, наше отношение к возрасту, которого мы боимся. Мне уже сейчас говорят: “Эльмира, тебе уже 47!”

- Побойтесь бога, всего 47! В наше время это вообще не возраст.

- Это вам так кажется, а я сталкиваюсь с этим постоянно - работу не могла найти именно из-за того, что мне 47, - возражает она. - Мне раньше казалось, что сорок лет - чуть ли не конец жизни. А потом, когда мне столько исполнилось, я начала менять себя и свое отношение к возрасту. Сама себе внушала и внушаю: возраст - это лишь цифра. Хотя я старшая в семье и мне приходилось быть взрослой. А теперь, когда мне говорят “тетя”, меня аж коробит! Не могу! Ломаю в себе эти стереотипы. Поэтому и образ такой: перекрасилась в яркую блондинку, стараюсь выглядеть стильно. Думаете, я эту кепочку надела случайно? Нет, для эпатажа! Пусть гадают: сколько ей лет? Нам всем нужно отходить от привычных клише, которые мы используем даже тогда, когда говорим о людях старше шестидесяти.

- И все равно я буду с вами спорить: что такое 60 лет в современном мире?

- Я сужу по своей маме, которой сейчас 69 лет. Когда я стала активно заниматься этой темой, она была младше, и я видела, как мама постепенно превращается в человека, который не знает, чем себя занять. Мне нужно было помочь ей изменить отношение к себе: стали вместе ходить на фитнес, уговорила ее сменить образ, вовлекала в свои проекты. Она преобразилась и внешне, и внутренне. Расцвела! Но ведь не все понимают, что нашим родителям важно чувствовать себя нужными, и не только в том, чтобы присматривать за внуками.

Эльмира признается, что жизнь будто специально сводила ее с людьми, которые на тот момент были гораздо старше ее родителей. Будто готовили ее к тому, чем она занимается сейчас. В 2000 году она поехала учиться в США и познакомилась с супругами-американцами - в ту пору им было чуть за 80. Признается, что внутренне понимала: душой они были моложе, каждый их день был расписан по часам. Эти люди помогали приюту для пожилых, ходили на йогу, пели в хоре, учились компьютерной грамоте.

- Именно от них я услышала фразу: отмечать в календаре нужно дни тренингов и встреч, а не дни, оставшиеся до конца жизни, - улыбается Эльмира. - Стараюсь жить по этому принципу и других тормошу. Поэтому и создала тренинг-центр для людей элегантного возраста. Это те люди, которые хотят быть активными: мечтают открыть свое дело, делиться знаниями, общаться со сверстниками, танцевать, ходить на компьютерные курсы. Когда у меня появилась идея открыть такой клуб, я попросила маму провести опрос среди ее сверстников. Один из вопросов звучал примерно так: какие спортивные занятия вы бы хотели посещать? Никогда не угадаете, какой ответ был на первом месте.

- Йога?

- Нет, танец живота. А еще люди элегант­ного возраста хотят научиться пользоваться смартфоном, ориентироваться в интернете, в соцсетях. Не все ведь продвинутые и целыми днями сидят за компьютерами. Многие уходили на пенсию в тот момент, когда стали активно развиваться технологии, и упустили время - теперь им сложно адаптироваться. Стараюсь помочь. Я поставила перед собой амбициозную задачу изменить отношение к понятию “возраст”. Старик - это не тот, кому 70 или 80 лет, это тот, кто перестал развиваться. А произойти это может и в 20 лет. Все зависит и от внутреннего состояния каждого человека, и от традиций, конечно. Я, например, считаю, что наши женщины настолько привязаны к своим детям, что потом видят себя только в роли апашек. Если кому-то так нравится - ради бога. Но ведь далеко не все хотят только этого, а вынуждены выполнять ту роль, которую им навязывают. Дети попросту не видят их в другой ипостаси. По­этому нам и нужно менять психологию всего общества. Тех, кто моложе, готовить к этому возрасту, а остальным, которые постарше, дать возможность реализовать себя и после выхода на пенсию. Не бояться быть в центре внимания: да, с сединой, да, с морщинками, но с огромным опытом, знаниями и главное - с желанием жить.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть