Ребёнок до востребования
Как на опекунском совете в Актобе две женщины - родная мать и няня - делили маленькую девочку
- Не отдам! Это мой ребенок! - рыдала 47-летняя Марьяна ФОТЕСКУ.
- Но она моя родная дочь! - плакала Асель ПИРМАНОВА. Сдержать слезы было трудно всем, кто находился в тот момент в зале, - чиновникам, журналистам. 14 марта в городском акимате рассматривали вопрос пятилетней Асемгуль ОРАЗМЕТ, которая последние три с половиной года жила и воспитывалась в чужой семье.
...Полуторагодовалую Асемгуль ее мать Асель оставила в 2015 году. За скромную сумму она договорилась с безработной Марьяной Фотеску, что та присмотрит за ее ребенком. А через месяц Пирманова с мужем и двумя старшими детьми оказалась в Астане.
- Искали работу, жилье по подходящей цене. Было очень трудно, - вспоминает Асель.
С няней младшей дочери женщина созванивалась. Едва ли не каждый день справлялась о ее состоянии. Что кушает малышка, какая у нее температура, есть ли одежда и прочее.
Марьяна оказалась няней, которую еще нужно поискать. К Асемгуль она относилась как к собственной дочери. Каждый день купала ее, гуляла с ней в парке, по вечерам рассказывала сказки и регулярно отправляла Асель по телефону фото девочки.
Но затем связь внезапно прервалась. Что случилось, почему? Фотеску рассказывает, что стоило набрать номер телефона Пирмановой, как на экране тут же высвечивалась информация о сбое связи.
- Я доверяла Марьяне, - объясняет свое исчезновение Асель.
Другие причины женщина не называет.
Так прошло три с половиной года. А в феврале этого года Марьяна решила обратиться в СМИ. Асемгуль в следующем году идти в школу, пора бы и документы приводить в порядок. Ведь в 2015-м мать девочки оставила лишь копию свидетельства о ее рождении. Поэтому Фотеску попросила журналистов помочь разыскать Пирманову: мол, отзовись!
Но стоило выйти репортажам в телеэфире и в газетах, как к Фотеску пожаловали люди из казенного дома. Это был вечер 28 февраля.
- Отдайте ребенка! Он не ваш! - были лаконичны гости.
Зря Марьяна пыталась объяснить, что Асемгуль ей хоть и не родная, но любят ее в доме Фотеску как собственную. И пока взрослые разбирались, пятилетний ребенок, боязно озираясь, прижимался к Марьяне.
- Собирая в тот вечер Асемок (так ласково Марьяна называет Асемгуль. - А. М.) в центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, я сказала ей, что везу ее... к врачам, - с болью вспоминает Фотеску.
А через пару дней после случившегося органы опеки разыскали и саму Асель Пирманову. Первым делом она заявила, что приедет в Актобе и заберет малышку.
Тем временем Марьяна каждый день ходила в детский центр. Асемгуль, завидев ее издалека, тут же выбегала, прижималась к... маме и спрашивала, когда ее уже заберут домой. Наблюдавшие за ними психологи позже вынесли резюме: Фотеску добросовестно выполняла свои обязанности няни и даже стала больше, чем посторонняя тетя. Практически, если называть вещи своими именами, второй мамой.
- Ребенок не по годам развитый, видно, что с ним все время разговаривают. Не забитый, скажем так. Все знает для ребенка ее возраста. Веселая, воспитанная. Девочка вовремя получала все прививки. Ничем не болеет. Очень хорошо строит фразы, - говорит заведующая сектором защиты прав детства отдела образования Актобе Агрыс ШАГИРОВА.
Навещала девочку и прибывшая родная мать. Самое удивительное, что ребенок при первой же встрече потянулся и к ней.
- У нас есть даже видео, где она побежала именно к родной матери и тепло обняла ее. Так девочка относилась, как мы заметили за время наблюдения за ней, только к Марьяне Фотеску, - отмечает директор того самого центра поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Омирбек ТЕКЕШОВ.
Между тем вторая мама призналась, что хотела и по-прежнему хочет удочерить Асемгуль, но все это время боялась обратиться в госорганы из-за опасений, что у нее отберут ребенка.
Стоит отметить, что Марьяна Фотеску - мать троих детей. Оставшись в 2011 году вдовой, экономила каждую тиынку, чтобы прокормить семью. Но с годами ее жизнь наладилась. Она вышла замуж, супруг имеет регулярный стабильный заработок, у Марьяны небольшое подсобное хозяйство. Семья построила дом на дачном участке, приобрела автомобиль.
- Все мои дети - Вадик, Антон и Кристина - очень хорошо относятся к Асемок. Все соседи знают о нашей истории. Моя казахская доча умеет считать, вместе с ней мы разучивали стишки, - рассказывает Марьяна. - Соседи всегда спрашивали ее шутя: мол, ты тоже молдаванка? А она им: нет, я казашка!
Но в органах опеки няню предупредили: Пирманова не лишена родительских прав, она биологическая мать Асемгуль. И если женщина не откажется от своего ребенка, вопрос с удочерением вряд ли будет вынесен на обсуждение.
- Я хочу забрать Асемгуль, я не отказываюсь от нее. Спасибо за все Марьяне! - плакала в минувший четверг на заседании опекунского совета Асель.
Чиновницы успокаивали обеих женщин. Говорили, что у ребенка теперь две мамы. Любящие. И это хорошо.
- Я обняла Фотеску. Она очень хорошая женщина, - поделилась своим мнением после заседания опекунского совета Агрыс Шагирова. - Рекомендовали Пирмановой, чтобы общались семьями, раз к ребенку есть привязанность. Чтобы на каникулы отпускала дочь к Фотеску.
По словам завсектором защиты прав детства, они рекомендовали своим столичным коллегам взять на контроль Асель Пирманову и принять в отношении ее административные меры.
Шагирова также добавила, что госорганы делают все возможное, чтобы выявить таких “детей до востребования”, как Асемгуль Оразмет. За прошлый год удалось установить 67 детей, оставшихся без попечения родителей.
- Четверо из них определены в дом ребенка, 50 переданы под опекунство, четверых усыновили, а девять возвращены в родные семьи, - сообщила Агрыс Шагирова.
...Марьяна Фотеску после заседания опекунского совета была немногословна.
- Если только узнаю, что с моей Асемок обращаются плохо... - рыдала женщина.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе