Зинат САКТАГАНОВА, многодетная мать: Надеемся только на себя
Сейчас Зинат беременна девятым ребенком. И это радостное событие для ее большой семьи. Зинат и ее муж Даурен БОТАБАСОВ из актюбинской Алги, воспитывающие восьмерых детей, своим примером рушат стереотипы “о многодетных, а значит, неимущих” семьях. Они отличные родители и успешные бизнесмены, всего добившиеся своим трудом.
Зинат и Даурен поженились в 2000 году. На тот момент главе семейства было 29 лет, его избраннице - 22 года. Свадьба была скромной. На дворе стояли “холодные, голодные годы”. После закрытия градообразующего предприятия - местного химзавода - маленькая Алга мигом пополнила список депрессивных городов. В поисках лучшей доли люди стали переезжать в областной центр, многоэтажные дома превратились в пристанища наркоманов и алкоголиков. Работу имели разве что полицейские, врачи и учителя. В местном акимате лишний раз даже свет не включали.
- Тогда мы попросили у местных властей выделить нам жилье в любом из заброшенных домов, и нам досталась трешка без окон и дверей на шестом этаже, - вспоминает Зинат. - На тот момент бесхозную квартиру из-за долгов в 102 тысячи тенге - баснословные деньги - отключили от газа, воды, отопления и электричества. В нее и заселились.
Для начала муж Зинат, как и многие горожане, отправился на заброшенный завод. В то время, когда другие искали металл, чтобы выручить от его продажи хоть какие-то гроши, Даурен принес домой стекла, рамы, доски и затеял грандиозный ремонт.
А затем приволок грязный рваный диван и попросил Зинат найти материал для обивки. Через пару дней диван стал как новенький! Но пользоваться им супруги не собирались. Мебель была предназначена для продажи.
Целый месяц Зинат с мужем каждый день спускали этот диван с шестого этажа и несли на базар, чтобы продать за три тысячи тенге. Покупателя так и не нашлось. Зато народ заинтересовался услугами реставраторов.
Как-то, вспоминает Сактаганова, к ним обратилась пожилая женщина с просьбой дать вторую жизнь дореволюционному пуфику. Он был ей весьма дорог - на нем сидела любимая свекровь. Платить заказчице было особо нечем, но Даурен постарался на славу. В следующий раз поломанное и изъеденное молью кресло принесла другая пенсионерка. Оно досталось ей от матери в качестве приданого. Забирая через несколько дней свой антиквариат, бабушка даже прослезилась. За заказ опять дали скромную плату. Зато благодарные бабушки, говорит Зинат, сработали лучше любого радио и нынешних соцсетей.
Поначалу, вспоминает женщина, когда расплачивались за взятые в долг поролон, нитки и прочий материал, прибыль составляла лишь 200-300 тенге с каждого экземпляра отреставрированной мебели. Деньги тратили на материалы и на то, чтобы рассчитаться по долгам за комуслуги.
Спустя три года после того, как Зинат и Даурен заселились в бесхозную квартиру, объявился бывший хозяин и потребовал освободить жилье. Суд заявил владельцу, что в таком случае он должен вернуть долг за комуслуги, оплаченный супругами, а молодоженам доступно объяснили: даже если хозяин оставил свой дом, право собственности он не теряет.
В итоге они купили у владельца эту квартиру, но через год продали ее. К тому времени у них было двое детей.
На вырученные крохи от продажи жилья семья приобрела земельный участок в 10 соток и приступила к строительству большого дома.
Зинат с утра до вечера месила глину - изготавливала саманные кирпичи для строительства и на продажу. Каждый кирпич продавали по 50 тенге.
Сейчас у семьи большой дом с такими же огромными производственными пристройками, в которых глава семейства оборудовал мебельные цеха. Помимо реставрации мебели супруги изготавливают все из дерева - от скалки до шифоньера. Делают прилавки для магазинов, столы, стулья и парты для офисов и школ, посуду из дерева в национальном стиле и многое другое.
Зинат признается, что они с мужем ответственно подходят к деторождению и планировали каждого ребенка. Прививки, осмотр, оздоровительные процедуры, витаминизация - все проходят вовремя. Да и за успеваемостью детей тщательно следят.
- Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был самым-самым: умным, успешным, деловым, творческим, здоровым, счастливым. Но для этого взрослые не словом, а делом должны показывать детям пример, - уверена Зинат. - Для нас с Дауреном все просто: если хочешь, то сможешь! Не надо ждать у моря погоды. Надо четко распланировать время, работать не покладая рук, любить окружающих. Что касается детей, то поощрять их и ставить им четкие цели. В этом плане у меня замечательная свекровь: она всегда поддерживает начинания своих детей.
Шестеро из восьмерых детей Ботабасовых-Сактагановых школьники, младшие, Каусар и Канагат, совсем маленькие. Супруги читают намаз, двое сыновей тоже. Однако дочки платки не носят. В семье считают: законы необходимо уважать, а Бог у каждого должен быть в сердце.
Удивительно, но при всей занятости Зинат Сактаганова находит время и для себя. Недавно прошла бизнес-курсы по линии фонда “Даму”, чему несказанно рада. В планах семьи - приобрести для детей жилье в областном центре.
- Старшая дочь заканчивает в этом году школу. Трое детей уже определились с выбором будущей профессии. Один хочет стать дефектологом, двое других - заниматься животноводством, - говорит Зинат.
Супруги верят в собственные силы и надеются только на себя. Деньгами не сорят, считают каждую копейку.
- Как многодетная мать, за восьмерых детей я ежемесячно получаю от государства 16 тысяч тенге. На эти деньги мы приобретаем для них единицы для мобильной связи. Помимо этого государство ежемесячно платит моему супругу пенсию по инвалидности более 30 тысяч тенге, еще столько же составляет спецпособие - он когда-то, разбирая руины химзавода, упал с восьмого этажа и получил многочисленные переломы, - рассказывает Зинат.
После оплаты коммунальных услуг от этой суммы, говорит женщина, остается 15 тысяч тенге.
- Но детей мы рожали в первую очередь для себя. И труд никто не отменял, как и родительские обязанности. Поэтому, если родил, будь добр, поднимай своих детей сам и воспитай их достойными людьми! А обязанность государства, на мой взгляд, должна заключаться в обеспечении многодетных семей бесплатными местами в детских садах, - говорит Сактаганова. - Я бы подняла вопрос льготного проезда для многодетных матерей не только в общественном транспорте и предоставления скидок на обучение детей в вузах при условии, что они учатся хорошо. Сейчас очень много госпрограмм по развитию своего дела, надо просто действовать!
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе