Когда сыны сбываются
Как вырастить гения. Советы отца, который в одиночку воспитал вундеркинда
В декабре прошлого года ученик 12-го класса Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ) Акназар КАЖЫМУРАТ получил грант на учебу в Гарварде. Помимо этого у него много других достижений в области математики и физики: победы на олимпиадах, рекорды на международных экзаменах, фактически дающие ему право учиться в любом вузе мира, и т. д. А все потому, говорит отец юноши Арман АБДУЛЛАХАНОВ, что ему в свое время удалось выявить и развить способности сына. При этом путь к вершинам не был легким. Изрядно потрудиться пришлось как самому Акназару, так и его отцу, который самостоятельно воспитывает троих сыновей.
Арман Абдуллаханов считает, что воспитанием мальчиков после определенного возраста должен заниматься мужчина, а воспитанием девочек - женщина. Бывшая жена его мнение разделяет, поэтому после развода Акназар, а затем и двое младших сыновей оказались на попечении отца. Когда Акназар пошел в первый класс, Арман вплотную занялся интеллектуальным и физическим развитием ребенка.
- Я уверен, что каждый ребенок имеет определенный набор задатков, - говорит Арман Абдуллаханов. - Но задатки не гарантируют развития способностей, они становятся таковыми в процессе деятельности. И если их не раскрыть, упустить время, они угаснут. Как родителю определить задатки ребенка? На лбу ведь не написано! Нужно организовать разностороннюю деятельность ребенка, используя потенциал различных кружков. При этом важен выбор кружков, педагогов и режима. Нужны занятия, развивающие творческие способности ребенка, а также интеллектуальные и физические. Кроме того, важны как индивидуальные, так и командные виды деятельности. День лучше завершать энергоемкими тренировками. А такие занятия, как рисование, вокал, плавание, снимают стресс. Мы ходили на разные кружки, благо тогда многие из них были бесплатными. В начале каждого учебного года я брал расписание во Дворце школьников, ЦСКА, “Динамо” и в других центрах и составлял план на неделю по вышеуказанным рекомендациям. Например, в понедельник у Акназара английский, следом футбол, затем плавание, а в конце испанский. Конечно, язык лучше было бы поставить до плавания, но не всегда удавалось идеально выстроить расписание. Так и жили. Уроки заканчивались в 13.30, а я уже ждал сына в машине с едой и сменной одеждой. Был и за повара, и за гардеробщика, и за шофера.
- Вы не работали?
- Какое-то время жили за счет сбережений. Позже был фрилансером, что помогло поддерживать оптимальный график для сына. Иногда слышу, что лишил ребенка детства. Считаю несколько иначе. Что есть детство? Например, львенок играя учится охотиться. Газель играя учится убегать. Так и ребенок играя готовится к взрослой жизни. Поэтому нужны правильные игры. Во Дворце школьников есть Вероника КУЛАКОВА - педагог от бога. Она, обучая детей игре в шахматы, ведет занятия в игровой форме. И ребенок, как в сказку, погружается в мир шахмат. Он играет, и ему интересно. Для него это не труд, а игра, приключение. Кроме того, надо учитывать половозрастные особенности и сенситивные (наиболее благоприятные для развития определенных качеств и видов деятельности. - Ред.) периоды. Например, многие так называемые дети-маугли даже после попадания в социум не научились ни говорить, ни ходить на двух ногах. Детство - важный период для развития, и нельзя упускать время. Конечно, человек может чему-то научиться и в зрелом возрасте, но сделать это будет сложнее. Например, я учусь в магистратуре, и если бы вы только знали, с каким трудом мне дается учеба! Хотя в детстве я усваивал материал за одно прочтение, поэмы наизусть читал. А сейчас все иначе.
- И какие результаты показывал Акназар на всех этих занятиях?
- Я не гнался за результатами, мне важно было понять, какие у него способности. Он участвовал в различных соревнованиях. Например, в ЦСКА была команда игроков 2001 года рождения под руководством тренера Владимира ФОМИНА, неоднократно становившаяся призером Алматы. Кстати, насчет ЦСКА. Раньше там были бесплатные секции, куда ходили дети со всего города. В команде с моим сыном были даже двое юношей, Мыктыбек и Сергей, приезжавшие из Есика. Потом все закрыли, а через какое-то время открыли футбольную академию с оплатой 20 000 тенге в месяц. Но многие ли семьи могут себе это позволить? Я считаю, что властям следует сделать комплекс ЦСКА доступным для населения. Если дети будут заняты в течение дня, у них не останется времени и сил на употребление табака, алкоголя, наркотиков, хулиганство, драки. То же самое касается Дворца школьников. В 2010-2012 годах кружки были бесплатными, проводились соревнования. А теперь все платно, сделали какую-то художественную студию, Академию шахмат. Я ничего не имею против платных кружков, но не за счет сокращения помещений и бесплатных кружков, не за счет урезания часов педагогам. Раньше педагогам выделялось по 24-36 часов в неделю, а в этом году выделили только 10 часов. Но ведь детей стало больше, а не меньше. Это ли прогресс? Если бы во власти нашлись люди, искренне переживающие за будущее, они навели бы порядок во Дворце школьников, сделав для всех желающих детей кружки бесплатными. И запустили бы спортивные секции ЦСКА. Какой это был бы задел на будущее для наших детей! Позанимался ребенок, например, во Дворце школьников шахматами и рисованием, перешел дорогу и пошел на гимнастику в ЦСКА. Сходил на робототехнику и английский язык, после - футбол. Посетил казахский, вокал и плавание. Вот вам и профориентация, и профилактика девиантного поведения, и формирование здорового, разносторонне развитого подрастающего поколения! Сейчас же, увы, возможностей водить младших на разные кружки меньше.
- Тем не менее вы стараетесь...
- Следует ставить высокие цели. Когда Акназару было лет 12, он попросил найти задачи тысячелетия - это до сих пор не решенные задачи по математике. Я нашел. Какое-то время он изучал их, а потом выбрал четыре, которые, по его мнению, он сможет решить. Я сказал ему: вперед, пробуй. А сам подумал: вот молодец, какие амбиции! Пробуя их решить, он и увлекся математикой. С 1-го по 6-й класс Акназар учился в лицее № 28, который окончил и я. После 6-го класса он поступил в казахско-турецкий лицей (КТЛ), где педагоги выявили у него способности к физике и заложили основу будущих успехов. Министерству образования надо взять на вооружение методики проведения тестов, выявляющих склонности ребенка к тем или иным предметам, и преподавания казахского языка.
- А почему вы перевели сына в НИШ?
- КТЛ находится далеко, много времени уходило на дорогу. А оставаясь в общежитии, сын не мог заниматься спортом, как мне того хотелось. НИШ ближе к дому, и по вечерам я мог его тренировать. Там у Акназара обнаружились способности к математике. Благодаря системе НИШ научная работа сына была очень хорошо организована. В 2017 году он взял золотую медаль в конкурсе научных проектов S.T. Yau High School Science Award в полуторамиллиардном Китае. Это дорогого стоит. Параллельно он занимался олимпиадной физикой и добился всех высот, какие только можно взять: и золото IphO (международная олимпиада по физике), и золото AphO (азиатская олимпиада по физике). Последний раз представитель Казахстана брал золото на APhO 18 лет назад, в далеком 2000 году.
- А как получилось поступить в Гарвард?
- Для поступления в вузы США нужно сдать экзамены SAT-1, SAT-2
и TOEFL на знание языка. У нас на год вперед выкуплены места на сдачу этих тестов - это к вопросу об оттоке мозгов. С большим трудом нам удалось приобрести право на ACT (аналог SAT-1) и SAT-2. На ACT из 36 возможных баллов Акназар набрал 36. По статистике во всем мире только 0,1 процента людей, сдавших этот экзамен, набирают столько. В SAT-2 он получил 2400 баллов из 2400 возможных. А на TOEFL из 120 возможных баллов набрал 118 - такой результат выдает всего один процент сдающих этот тест (средний показатель для казахскоговорящих - 79, для русскоговорящих - 86). С этими результатами мы подали заявку в Гарвард, где конкурс среди иностранцев около 200 человек на место. Сдав документы, ждали результата и молились. 14 декабря прошлого года сын получил приглашение на обучение в Гарварде. План выполнили, теперь средний сын на очереди.
- Вы хотите, чтобы Акназар вернулся в Казахстан после учебы в Гарварде?
- Конечно, хочу. В детстве мы жили небогато, и я задавался вопросом: почему я родился в Казахстане, а не в семье Ротшильдов или Дюпонов? Позже понял, что так устроен мир, что, приходя в него, мы не выбираем ни нацию, ни эпоху, ни в какой стране и семье родимся. И много чего еще мы не выбираем, это дается свыше. Однако нам дано очень важное - право быть счастливым, сеять добро, стать и быть человеком, в конце концов. Стартовые позиции мы не выбираем, но вот право, где и как финишировать, я думаю, нам дали. Поэтому многих завораживают истории успеха человека, который по своему рождению не имел ни малейшего шанса на успех, но все же добился его. В истории человечества таких примеров немало.
Я делюсь опытом именно для того, чтобы люди поняли: даже если твои родители не богачи и не высокопоставленные чиновники, но ты ставишь перед собой цели и идешь к ним, у тебя есть шанс на успех. Я хочу, чтобы каждый поверил в свою мечту, свои силы и в самого себя. И у меня есть мечта создать школу разностороннего развития, чтобы мой опыт сослужил добрую службу не только моим детям. При правильном подходе в каждом выпуске будет плеяда талантов. Поэтому я сказал сыну: езжай и учись. Думаю, он там закончит учебу и наберется опыта. А по приезде, дай бог, станет ректором нашей школы. Показав, как все можно организовать, думаю, мы масштабируем этот опыт.
- Вы все время посвящаете детям. А как же личная жизнь?
- Я пока не женюсь, потому что не уверен, что будущая жена сможет найти общий язык с моими детьми. Во всем мире слово “мачеха” имеет негативный оттенок. Мне говорят: может, ты встретишь ту, которая их полюбит. Но слишком велик риск. Зачем рисковать? Пока воздержусь. Может, когда-нибудь, когда дети вырастут…
Алматы