Крылья выросли...
- Лошади не бывают разноцветными! - надув пухлые губы, сказала девочка, глядя на рисунок Дарьи АКЧАБАЕВОЙ-САПРЫКИНОЙ.
А вот и бывают.
- Мне теперь все можно! - смеется Дарья. - Диагноз рак в корне изменил мое отношение к жизни. Я реализовала многие свои мечты, желания, которые когда-то казались мне несбыточными.
Слава художницы настигла 34-летнюю Дарью Акчабаеву-Сапрыкину в онкодиспансере.
Кто бы мог подумать, что ее рисунки, которые она карандашами рисовала в больничной палате, произведут такой фурор.
Пациенты отделения лучевой терапии с удивлением шли в фойе. Медсестры сказали, что там организовали выставку.
“Я люблю тебя, жизнь” - красовался по центру плакат.
Одна молодая пациентка, смущенно поправляя платок на нещадно лысеющей голове, остановилась перед рисунком с надписью. Долго стояла, будто не сразу вникая в смысл написанного: “Радоваться жизни - самое правильное решение, которое надо принимать по нескольку раз в день”, - и наконец улыбнулась...
- У меня будто крылья выросли, когда я увидела радость в глазах людей! - признается автор рисунков. - Улыбки пациентов, многие из которых поставили на себе крест, дорогого стоят…
А Ляззат, с которой Дарья была знакома, плакала.
- Ты что? - с участием спросила Даша.
- Эта девочка - мы, а лошадь - жизнь, которую надо любить и лелеять…
***
- У меня рак молочной железы второй стадии, - поделилась Дарья Акчабаева-Сапрыкина. - Два года назад врач меня огорошила: у вас рак. Я не упала в обморок, не билась в истерике. Сказала: отрезайте все, что хотите, лишь бы я жила.
Операций было несколько. Но самое страшное - химиотерапия.
- Врагу не пожелаю того, что я чувствовала во время “химии”, - искренне говорит Дарья.
В декабре прошлого года Даша прошла терапию в лучевом отделении. Отправляясь из родной Шемонаихи в Усть-Каменогорск, она честно сказала детям: “Я в больницу”.
Они взрослые уже, все понимают. Луизе 10 лет, Матвею шесть.
- Ты надолго?
- Нет, милые, скоро вернусь.
Конечно, надолго. Дарья предусмотрительно взяла с собой старые восковые карандаши, белую бумагу: надо же как-то коротать время в больнице...
Рисование здорово помогало отвлечься от головокружения, навязчивой тошноты, которая преследовала ее после процедур.
- Я установила себе распорядок дня: завтракала, шла на процедуры, потом садилась и до конца светового дня рисовала. При лампе это делать невозможно - освещение в палате плохое, - рассказывает Дарья. - Иногда по два-три рисунка получалось в день.
Звонили дети.
Луиза попросила нарисовать ей фею, Матвей - маленького кита.
Какое недомогание? Надо выполнять заказ.
- Я родом из Сатпаева Карагандинской области. Там же оканчивала художественную школу. Преподаватель нам говорил: “Вы думаете, яблоко просто зеленое или красное? Нет, в нем масса цветов: и оранжевый, и сиреневый”. Мне почему-то глубоко врезалось это в память, - вспоминает женщина.
Заветы школьного учителя Даша воплощает на бумаге сейчас: лошадь всех цветов радуги, невероятно улыбчивый тюлень.
***
- Однажды к нам в палату привезли женщину, которая, как бы это помягче сказать, была в неустойчивом психическом состоянии. К ней пришла психолог и с большим интересом посмотрела мои работы, - вспоминает Дарья Акчабаева-Сапрыкина. - Хорошие, говорит, рисунки! А я пошутила, что в таком случае украшу ими стены палаты, позову людей со всего отделения - пусть любуются.
На завтра у Дарьи был день рождения.
- Что вы там про выставку говорили? - с порога спросила у Даши психолог, заглядывая в палату.
После выставки Даша много работ подарила пациентам - по их просьбе. Другую часть оставила после выписки в центре онкологии и хирургии.
- Психологи сказали, что планируют открыть комнату отдыха для пациентов, мои рисунки пригодятся для оформления. Предполагается, что в комнате можно будет поиграть в шашки, шахматы. Книги еще нужны. И Интернет, конечно, - рассуждает собеседница. - А что, хорошая идея! Людям нужен такой уголок, в котором они не будут чувствовать себя угнетенными, отвлекутся от своих болячек.
***
Больше всего Дарья любит рисовать природу, животных, птиц. Нередко ей позирует попугай Кира, который живет у Акчабаевых-Сапрыкиных дома.
- Сюжеты для пейзажей приходится из Интернета черпать. На улице мне нельзя бывать - солнце может навредить. Я абсолютно здоровый человек, во мне нет ничего от этой гадкой болезни. Просто надо немного поберечься, - поясняет художница. - А так хочется с натуры нарисовать теплый закат, торопливый и яркий рассвет.
А вообще-то Дарья с недавних пор решила для себя: если чего-то очень хочется - надо делать.
- Люди боятся мечтать. А я люблю! Многое из того, чего раньше опасалась, я осуществила. Научилась водить машину, татуаж бровей сделала, - заразительно смеется Даша. - Вот еще в Сидней хочу. Даже не знаю, почему именно туда. На дельтаплане можно бы еще полетать, на водных лыжах покататься. Но это все в будущем. Солнце-то мне пока противопоказано.
- С парашютом прыгнуть - нет? - спрашиваю у собеседницы.
- С парашютом я уже прыгала! - улыбается Дарья. - Это на Иссык-Куле было. В Чолпон-Ате у меня много родственников. Я узбечка по национальности. А еще хочу пиньяты делать и продавать. Это полая игрушка из папье-маше. На работу я выйти пока не могу, а так хоть какое-то занятие будет и заработок.
Дарья по специальности психолог, окончила Карагандинский университет им. Е. А. Букетова.
- Психология мне очень помогает в жизни, - говорит женщина. - Многие люди мне говорят: “У вас столько болезней - сахарный диабет, онкология, а по вам и не скажешь!” А все потому, что я научилась прогонять от себя плохие мысли. Если что-то нехорошее лезет в голову, надо вспомнить о чем-то смешном, подумать о любви, теплом песке, море. И да, я выгляжу так. По-другому быть не может.
Дарья признается, что жизнелюбие досталось ей от родителей.
- Мама и папа часто приезжают из Караганды, - говорит Даша. - Помогают с детьми, когда я в больнице. Хотя муж у меня просто молодец! Петя сам обычно справляется. Водит детей в школу, на кружки… Сам готовит еду. Таких мужчин, наверное, больше нет.
Дарья познакомилась с Петром, как она говорит, случайно.
- Мой брат Максим давно переехал в Шемонаихинский район, работал в “Казахмысе”. Их бригада играла в КВН и однажды приехала к нам, в Караганду. После работы я пошла на игру, увидела Петю на сцене, наши глаза встретились… Это любовь с первого взгляда!
Вечером Дарья позвонила брату и в лоб спросила:
- Я там случайно никому из твоих ребят не понравилась?
- Понравилась, - захохотав в голос, ответил Максим. - Петру…
***
- Я не имею морального права думать о плохом, - уверенно говорит Дарья. - Мои близкие не смогут без меня. Я не могу их подвести и оставить.
Елена СУПРУНОВА, фото предоставлены Дарьей Акчабаевой-Сапрыкиной, Усть-Каменогорск