9119

Эмма УСМАНОВА, археолог: Не всё то золото, что блестит

     Выйдя на заслуженный отдых, научный сотрудник из Лисаковска тратит свою пенсию на то, чтобы… продолжать работать!

Тридцать лет Эмма Усманова работа­ла научным сотрудником Сарыаркинского археологического института при КарГУ им. академика Букетова и вела раскопки близ Лисаковска. Она начальник Лисаковской археологической экспедиции, эксперт Национального казах­станского комитета ЮНЕСКО, автор четырех монографий и более 60 статей. Последние два года она организует экспедиции на собственные средства. Ничего общего с черными копателями и незаконной деятельностью - у женщины есть официальная лицензия на право проводить раскопки, есть железобетонная репутация, имя в профессиональной среде и страсть к тому, чем она занимается. Просто Эмма Радиковна решила: если есть возможность не выбивать деньги на дальнейшие исследования, а работать не спеша и в свое удовольствие, то почему бы не инвестировать свою пенсию в будущее страны?
- Я не сумасшедший археолог, - говорит Эмма. - Это просто мой образ жизни. Мои коллеги вообще интересный народ. Мы живем на грани тысячелетий и видим, как то, что скрыто в глубине земли, всегда проецируется на современный мир. Понимаем, что Казахстан - это земля-эврика, место рождения многих технологий и интересных коммуникаций, встреч разных культур. Мне это безумно интересно, и вообще это моя судьба. А как можно отказаться от своей судьбы с выходом на пенсию?
Эмма смеется над теми людьми, кто измеряет ценность находок количеством драгметаллов. Настоящим профессионалам гораздо важнее черепки, непонятные предметы, обуглившиеся деревяшки.
- В прошлом году мы нашли потрясающий схрон, то есть тайное захоронение, - рассказывает Эмма. - Раскопали алтарную часть, куда закидывали очень странные вещи: кости ребенка, порванные украшения. В центре стоял потрясающей красоты сосуд, а рядом с ним деревянный штырь, обвитый трехмерной необычной проволокой. Мы копали больше десяти дней - и все ради этой удивительной спиральки, которая похожа на антенну и пока для нас представляет загадку. Эта находка потрясла нас. Люди любят блеск, и археологические раскопки отождествляются с поис­ками золота. А древний человек жил иначе, и ценность для него имели совсем другие, сакральные вещи.
Эмма рассказывает, что получает удовлетворение от таких неторопливых раскопок в свое удовольствие. Обычно работа у археологов срочная - надо расчистить место под строительство или в строго отведенные сроки сделать плановую работу. Но если копать не спеша, можно найти настоящие сокровища. А потом еще несколько лет уходит на то, чтобы исследовать их.
- В Казахстане замечательная археологическая команда, причем каждый профессио­нал имеет свою специфику и собственный взгляд. Именно поэтому мы так востребованы мировым сообществом, - считает Усманова. - Статьи наших ученых выходят на многих профессиональных ресурсах. Их ждут, цитируют, изучают. И интерес к нашему региону огромен.
- Оставляете себе хоть что-то на память с раскопок?
- Зачем? Я своими руками создала лисаковский музей Верхнего Притоболья, где и хранятся многие находки нашего региона. Зачем мне что-то хранить дома? Наоборот, мы стараемся как можно больше рассказывать о наших открытиях и показывать их людям. В этом вопросе я уникальный специалист, потому что в одном лице и археолог, и музейщик. Очень много училась тому, как создавать экспозиции. Беда наша в том, что мы не всегда умеем показать. А ведь в той же Франции я видела экспозицию, посвященную одной бусине!
Кстати, в музее Алматы Эмма подготовила экспозицию, относящуюся к андроновской эпохе. Она же делала экспозиции музея религиозной культуры народов Центральной Азии в Оше, историко-археологических музев в Жезказгане, Улытау.
Работать с предметами она любит больше всего ночью: ничего не отвлекает, лучше думается. Правда, археолог сразу обрубает досужие вопросы и сообщает, что привидения ее не преследуют, образы прошлого не мерещатся и голоса не звучат. Никакой мистики даже при богатом воображении.
И еще пенсии хватило не только на проведение раскопок. В минувшем году, правда, при поддержке друзей и партнеров пенсионные накопления археолога превратились… в фестиваль технологий и реконструкции.
- Мы сразу решили, что проведем его у себя, в Лисаковске, потому что провинция очень обделена по части культурных событий. Фестиваль получился замечательным. Причем обычно под реконструкцией понимаются костюмированные бои, а мы сделали акцент на технологии, которыми пользовались наши предки, на костюмы, и оказалось, что это очень интересно. Я даже не ожидала, что получится так хорошо! Значит, надо будет продолжать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Эммой УСМАНОВОЙ, Алматы


Поделиться
Класснуть