Такая же, как и вы
Медсестра Бахытгуль НИЕТУЛЛАЕВА самоотверженно помогает своим пациентам бороться с онкологией, хотя три года назад ей самой поставили этот страшный диагноз
Она называет себя оралманкой и с гордостью рассказывает, что, лишь возвратившись на историческую родину, смогла осуществить мечту всей жизни - выучиться на медика. Родилась Бахытгуль в Ташкенте, в семье, где было семеро детей, но в 12 лет оказалась в Пекине, куда до этого перебралась ее старшая сестра. Причиной стало то, что умерла мама, а несколькими годами раньше ушел из жизни папа. В Казахстан девушка приехала, когда ей было 20 лет и за плечами была учеба в университете на специалиста налоговой службы.
- И только через семь лет я рискнула и поступила в Республиканский высший медицинский колледж на общесестринское дело, хотя думала, что в моем возрасте, под тридцать, да еще с двумя детьми меня уже не возьмут, - вспоминает Бахытгуль.
На вопрос, зачем она так стремилась в профессию, которую многие считают неблагодарной и где не заработаешь больших денег, моя героиня отвечает очень просто, не раздумывая:
- Мне это нравится! В детстве я видела, как моя мама болела и никто не мог ей помочь. Даже выслушать толком или что-то объяснить внятно врачи не могли. Она так и умерла в 51 год без точного диагноза. Папа тоже сильно болел, его лечили как попало, и в 48 лет он скончался. Я так страдала! После этого решила: буду лечить людей, буду по-настоящему им помогать.
И вот уже восемь лет Бахытгуль занимается любимым делом. Сначала она была медсестрой в кабинете фиброгастроскопии поликлиники № 17, но вынуждена была уйти оттуда из-за совсем уж мизерной зарплаты.
- Прожить на 15-18 тысяч, снимая жилье, было невозможно. Потом мне удалось устроиться в отделение эндокринологии профессорской клиники имени Асфендиярова. Зарплата хорошая была - 110-115 тысяч, на все хватало, но там приходилось работать сутками, а у меня, после того как заболела, уже сил не было сутками дежурить. Да еще постоянные боли начались… - говорит Бахытгуль.
Даже не верится, что эта приветливая и улыбчивая женщина перенесла столько тыжелых потерь. Когда она была на седьмом месяце беременности, врачи обнаружили у ее будущего ребенка несовместимые с жизнью диагнозы...
- Помню, как мне сказали: у него нет одного клапана в сердце, даже если родишь, он все равно умрет. Поэтому сердце моего ребенка остановили и вызвали искусственные роды. И это в тот момент, когда я была на седьмом небе от счастья: встретила мужчину, который стал мне замечательным мужем, и мы так ждали этого ребенка. Ведь мой первый супруг погиб в автокатастрофе еще в 2005 году, когда я была беременна в первый раз своими двойняшками - сыновьями Манасом и Жарасом. Я сама их вынянчала, хотя и работала…
Состояние после потери ребенка у Бахытгуль было ужасное. Она думала, что ее плохое самочувствие и боль связаны с тем, что она пережила. Потом начались походы по врачам, но почти полгода никакого результата.
- Мне говорили, что это просто гормональные нарушения. Но самочувствие становилось все хуже. Тогда знакомые сестры отвели меня в один частный медицинский центр. У меня взяли анализ и обнаружили клетки онкологии. Мне повезло, что оказалась начальная стадия, хотя после первого курса химиотерапии было очень плохо, волосы сразу поседели…
Около года понадобилось Бахытгуль, чтобы немного окрепнуть физически и, главное, морально. Она говорит, что теперь настрой у нее боевой: “Пока силы есть, пока ходить могу, не буду руки опускать!” И еще она решила, что должна работать именно с такими больными, как сама.
- Дома я не хочу распространяться о своей болезни - не должна портить жизнь мужу и детям, - делится Бахытгуль. - Не хочу, чтобы это обсуждали и жалели меня мои знакомые, коллеги. Поэтому могу делиться только с теми, кто пережил подобное и борется с таким же диагнозом. Мы-то точно поймем друг друга. Я душой чувствую своих пациентов и могу к каждому подход найти.
Так она стала медицинской сестрой онкологического кабинета алматинской городской поликлиники № 1.
- Одной из первых моих пациенток в этом кабинете была женщина с тяжелым раком груди, - вспоминает Бахытгуль. - Она вела себя очень агрессивно, плакала, ругалась и не хотела ничего слышать. Когда я попыталась успокоить ее словами “вам нельзя нервничать - станет хуже”, она буквально набросилась на меня с оскорблениями: “Да что вы понимаете? Я же умираю!” И тут я выпалила: “Я такая же, как и вы. Нам надо лечиться и надеяться!” И эти слова ее будто отрезвили, истерика прошла, она стала интересоваться моим самочувствием, мы разговорились…
- Но зачем вам еще и этот негатив?
- Я не чувствую никакого негатива. Очень радуюсь, когда кто-то сообщает: “У меня такой хороший онкомаркер в этот раз!” И я счастлива так, будто это мой собственный маркер. Вы же понимаете, какая это болезнь? Даже когда я в отпуске или отлеживаюсь на кушетке после химиотерапии, всегда отвечу на любой вопрос своего пациента по телефону. Чем могу - помогу… - продолжает Бахытгуль.
Она может с таким воодушевлением рассказывать, как в последнюю минуту удалось найти талон на УЗИ для одного остронуждающегося пациента, отправить на “химию” другого, договориться, чтобы в лаборатории приняли жизненно важный анализ крови без направления у третьего… А как-то заботливая медсестра даже поженила своих пациентов!
- Одна женщина здесь в кабинете поделилась: муж умер, дети в Москву переехали, не с кем даже словом перемолвиться и чай попить. “Вы еще такая молодая, всего пятьдесят - вам замуж надо!” - поддержала я ее. Она не стала сопротивляться моему предложению: “Да, очень тяжело одной...” Я уже и забыла про этот разговор, как вдруг через какое-то время еще один мой пациент, такой добродушный и вежливый мужчина, стал рассказывать, что вдовец и ему одному нелегко живется. Тут я выхожу в коридор и вижу ту самую пациентку. Возвращаюсь и сразу: “А может, вас с хорошей женщиной познакомить?” “Мне бы посмотреть на нее сперва!” - отвечает. “Так вот она, в очереди сидит!” Сначала они просто общались, а потом поженились. Вместе приходили на обследования и всегда меня благодарили.
И вдруг, возможно, для того чтобы не выглядеть уж совсем идеальной, Бахытгуль сообщает мне, точнее, кается, что все-таки не ко всем больным относится одинаково:
- У меня есть любимчики!.. Вот, например, один дедушка с раком кожи, который уже лет пять состоит на учете. Сколько я здесь работаю, он ни разу не пропустил ни одного обследования, вовремя проходит химиотерапию, соблюдает режим, диету, никакого алкоголя, сигарет. Бежит к нам сразу, если заметит какое-то новое пятнышко. Он и не думает, что ему уже 80 лет, что слышит плохо - он очень хочет жить. Из-за того что он все делает правильно, вторая стадия рака у него перешла в первую. Улучшение налицо! И еще он всегда такой вежливый, внимательный. Вот как надо! Люблю таких позитивных людей.
- Вы и сама такая!
- Ну разве можно ставить на себе крест, если у меня дети, сестры хорошие, муж замечательный?! Я еще хочу увидеть одного из сыновей хирургом, а другого - программистом, такая у меня мечта… Только одно меня печалит: врачи говорят, что с моим диагнозом ребенка я родить уже не смогу. А так сильно дочку хочу! Вот уже который раз на Новый год одно и то же желание загадывать буду. Может, все-таки исполнится?..
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы