Возвращение домой
Почему казаху-кораблестроителю не жилось в Германии, а историку - в Китае? Что их потянуло в казахстанскую глубинку, да еще и с суровым климатом? Почему переселенцы с казахстанского юга отказываются от положенных им субсидий? Обо всем этом корреспондент газеты “Время” узнала в Успенском районе Павлодарской области.
Если выбирать, где в Казахстане нужнее всего переселенцы, то Успенский район приходит на ум в первую очередь. Большинство здешних сел с добротными домами и красивыми палисадниками опустели в девяностых годах прошлого века. Стали воспоминанием гремевшие на весь Советский Союз хозяйства-миллионеры, такие как колхоз-племзавод “30 лет Казахской ССР”, чьи технологии перенимал весь СССР. Площадь его орошаемых земель в те времена достигала пяти тысяч гектаров, были задействованы 64 оросительные скважины, три водоема-накопителя. Председателя колхоза, знаменитого Якова ГЕРИНГА, можно считать создателем идеи самодостаточного высокоразвитого хозяйства с законченным циклом производства и отлично организованным соцкультбытом. Кроме обычных для здешнего края животноводства и полеводства огромную прибыль колхозу приносили зверофермы, большая птицефабрика, крупный тепличный комплекс на окраине Павлодара. Разводили в колхозе даже верблюдов, и, что кажется совсем уж невероятным, в хозяйстве имелся свой зоопарк! Жители села Константиновка до сих пор с ностальгией вспоминают черных лебедей, заведенных председателем на одном из озер. А потом все это практически в одночасье было расформировано и исчезло.
- В колхозах имени Карла Маркса, Энгельса, Урицкого, “30 лет Казахской ССР” 90 процентов жителей были немцами, - рассказывает старожил, экс-руководитель отдела внутренней политики района Сабира АБИТОВА. - В 90-х годах прошлого века они массово эмигрировали в Германию. Больно было смотреть, как села рушились. Уехали и два моих брата, женатые на немках. А сейчас я рада, что приезжают новые люди, обживаются. Это же значит, что будет жить село. И братья снова дома! Младший, уезжая, пообещал маме, что вернется через десять лет, и слово сдержал, их семья сейчас занимается в Успенке фермерством. Но первым вернулся старший брат, который на Западе жил вполне обеспеченно, занимался любимым делом - строил в Германии и Франции корабли. Сейчас он открыл ИП, работает сварщиком - кораблей же у нас нет.
- Почему вернулся? - спрашиваю я.
- Так здесь же все родное, - объясняет Сабира Абитова и рассказывает одну “кровавую” историю. - Вот как-то ездила мама с нашим зятем к нему в Германию в гости. Зять, несмотря на протесты мамы, потребовал: режь барана - и все тут! Барана-то они купили, а резать негде. Все продуктовые магазины обошли, все базары. Что делать? Поехали в лес и там тайком освежевали, страшно боясь, что кто-то увидит. Вот как казаху так жить? Мясо в их мазуринах без единой жиринки, весь жир там срезают. Не наше это, одним словом.
Осенью прошлого года в село Константиновка Успенского района из Сайрамского района Туркестанской области переехал с семьей Мадикарим НИЯЗТАЕВ, чтобы разводить здесь коров ангусской породы и лошадей.
- Мы жили в очень густонаселенном районе, пастбищ там мало, дали семь гектаров земли, на которых мы сажали клевер и три-четыре раза его косили, чтобы прокормить скот, - говорит Мадикарим Ниязтаев. - Поэтому очень обрадовались программе переселения с юга на север страны. Когда-то, в 1993 году, я ездил на базар в Новосибирск, проезжал Успенский район и еще тогда обратил внимание, какие тут огромные пастбища! На первых порах нам дали 300 гектаров, акимат обещает еще 1200. Пока работаю как ИП, собираюсь переоформить его в фермерское хозяйство. Будем развивать племенное хозяйство, потом, если ума хватит, займусь переработкой молока. Дом и скот - двести первых голов КРС и сто лошадей - купил на свои деньги, от подъемных отказался. И без них мы такое богатство получили от государства - землю.
- Не мерзнете? - спросила я.
- Чего мерзнуть? В советское время я служил в Чите, там 60 градусов мороза было, а тут чего бояться! Приехал с семьей - жена, сын, сноха, тут родился внук. Сейчас пока работаю один, когда ФК открою, их тоже к себе на работу возьму. Местные жители много работать не хотят, первый день приходят, на второй их не найдешь. Пока приезжают родственники с юга, помогают.
38 семей переехали в Успенский район из Китая. Один из них, Адал ХАМИТХАН, прикатил своим ходом на тракторе, полторы тысячи километров преодолел за неделю. Большинство “китайцев” живут теперь в селе Ольгино, когда-то бывшем полностью немецким. Работают не хуже немцев и просят от властей только две вещи: чтобы им предоставили землю и не мешали.
- Как только аким области к ним приедет или какие другие чиновники, разговор только об одном - мало земли, - рассказывает Сабира Абитова. - Переселенцы из Китая уже обучились по программе “Бастау бизнес”, девять семей получили кредиты, семь семей - государственные гранты. Женщины открыли швейные мастерские, гороха и капусты вырастили столько, сколько здесь картошки никогда не выращивали. В семьях много деток, и все очень воспитанные, почтительные, очень уважительно к старшим относятся, никогда не позволят себе того, что наши могут вытворить. Днем к ним ехать бесполезно - все с пяти утра на полях. Прошлый раз приезжал главный имам области, так они попросили: очень любим со всеми встречаться, но после семи вечера.
Поначалу, говорят учителя, детям, приехавшим из Китая, в ольгинской школе было сложно - они в Поднебесной учились писать китайской вязью. Но ребята быстро все схватывают.
- Казахских классов раньше в Ольгино не было, - рассказывает руководитель районного отдела образования Есен ИНЕРБАЕВ. - В прошлом году мы открыли там начальные классы на государственном языке, в этом - уже с 1-го по
11-й. Педагоги все есть, прибывают и по программе “Серпин”. Полтора месяца назад по этой программе приехали три девушки: Дильбар РАХМАНОВА Розия АТЕМБАЕВА и Сара КЫСТАУБАЙ из Шымкента. Окончили наш Павлодарский педагогический университет. Несмотря на климат, им здесь нравится, жильем обеспечены. Замуж пока не выдали - в функции отдела образования это не входит, но мы думаем над этим.
Все казахскоязычное население Успенского района записало себя в фанаты журналиста районной газеты “Аймак Ажары” Нурбека КЕНЕСБАЯ, переехавшего сюда с юга буквально два месяца назад, но уже получившего специальный приз на областном поэтическом конкурсе, посвященном 350-летию Бухар жырау.
Парень жил в Или-Казахском автономном округе СУАР КНР, три года отучился в университете дружбы народов в Пекине на факультете “История и литература Китая”, подрабатывал переводчиком, в принципе, на жизнь не жаловался. Но пять лет назад бросил Пекинский университет, чтобы вернуться на родину предков. Переехал в Туркестан, окончил факультет журналистики Казахско-Турецкого университета имени Ясави, женился на переселенке из Китая Кузине, у молодых родился сын. Как поэт занимал первые места в областных и республиканских поэтических состязаниях. В это время его друг по программе переселения переехал в село Ольгино и остался очень доволен. Нурбек позвонил руководителю отдела занятости Успенского района Салтанат АРЫНОВОЙ, и та заверила, что его в районе тоже ждут и с радостью встретят. В своих статьях в районной газете Нурбек пишет о молодых специалистах, реализации программы “Рухани жангыру”, но больше всего - о почтении к старшим.
Заполняются села, и снова слава Успенского района гремит на весь мир. Когда-то перенимать опыт сюда ездили к Якову Герингу, теперь - к главе ТОО “Галицкое” Александру КАСИЦЫНУ, снабжающему молочной продукцией всю Павлодарскую область. Хозяйство выделило 70 миллионов тенге на асфальтирование улиц, построило 33 квартиры, за последние четыре года здесь не зафиксировано ни одного мало-мальски серьезного правонарушения, и село может попасть в Книгу рекордов как самый безопасный сельский населенный пункт в мире. Но самое интересное, конечно, можно увидеть в компьютеризированном молочно-товарном комплексе, где одна доярка может справиться с 500 коровами. Программное управление стадом полностью исключает контакт людей с молоком и нестерильной средой. Пока идет дойка, каждая корова проходит полный ветеринарный осмотр на предмет физического и, что самое интересное, психологического состояния.
- Когда-то Касицын выкупил и сохранил местный детский сад, - рассказывает Сабира Абитова. - Сейчас в селе снова рождается много детей, и глава ТОО вернул половину садика государству. Почему только половину? Потому что пока ее достаточно, и если отдать вторую половину, объясняет он, туда обязательно заселятся какие-нибудь госорганы. А глава ТОО уверен, что скоро для сельских детей понадобится все помещение целиком. Ну и как переселенцам к нам не хотеть ехать?!
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар