Кто хочет, тот добьётся
До 12 лет Таттимбет АБИКЕЕВ даже плавать не умел, но грезил о море. А в 27 лет стал командиром военного корабля и теперь мечтает стать адмиралом. Для целеустремленного человека нет преград.
В детстве Таттимбет жил у бабушки в Карагандинской области и о море знал только из книжек и рассказов папы, который служил на военном флоте. Когда мальчику было 12 лет, семья перебралась в Актау, и однажды отец взял его с собой на военный корабль.
- Это было непередаваемое ощущение восторга и восхищения, - вспоминает Таттимбет. - На судне были медные трубы, и по ним команда переговаривалась. Но самое главное - мне дали покрутить штурвал. Это сейчас я понимаю, что тогда его отключили, но я пытался управлять кораблем. В детстве моей любимой книгой был роман Рафаэля Сабатини “Одиссея капитана Блада”. Там хорошо описано Карибское море, штормы, и я буквально погружался в пучину событий. Потом папа подарил мне “Энциклопедию будущего адмирала. О флоте и кораблях”. Эта книга еще больше укрепила мое желание быть моряком и продолжить морскую династию.
После девятого класса Таттимбет поступил в Карагандинскую республиканскую военную школу-интернат им. Талгата Бигелдинова. Потом продолжил учебу в военно-морском институте Санкт-Петербурга.
- По профессии я гидрограф, поэтому по окончании учебы вернулся домой и был назначен командиром группы на гидрографическое судно “Жайык”. Мы занимались изучением рельефа морского дна и течений Каспийского моря, обеспечивая безопасность мореплавания не только военных, но и торговых судов. За время работы я многому научился, за что огромное спасибо моим командирам и наставникам. Но я хотел стать командиром военного корабля. В 2012 году был спущен на воду ракетно-артиллерийский корабль “Казахстан”, и мне предложили на нем должность командира штурманской боевой части. Спустя два с половиной года попал на минно-тральный корабль “Алатау” в качестве помощника командира корабля. Я был в полшаге от своей мечты, и спустя год и семь месяцев она сбылась! В 27 лет я стал командиром корабля “Казахстан”, - рассказывает Таттимбет.
Сегодня капитан-лейтенант Абикеев является заместителем командира дивизиона разнородных кораблей. Под его началом служит немало людей.
- Я счастлив, что достойно продолжаю семейную династию. Мой отец Кенжеберген АБИКЕЕВ сейчас является контр-адмиралом запаса. Будучи командиром на “Казахстане”, я выходил в море с отцом. Конечно, волновался, но он успокоил меня и сказал, чтобы я просто делал свое дело. Знаете, он всегда был и остается для меня примером, я прислушиваюсь к его советам. Он говорит: человек - не компьютер, и если ты поставил задачу кому-то, то проверь сам. Но не доверять человеку тоже нельзя, поэтому не бойся доверять. И никогда не проси кого-то что-то делать за себя, лучше делай все сам.
- Скажите, любой может стать моряком?
- Не каждый. Быть моряком, с одной стороны, романтично, а с другой - сложно. Мы не видим семьи по нескольку недель, а то и месяцев. Не все выдерживают испытание морем.
- В большой шторм попадали?
- Каспийское море неспокойное. Каждый третий выход попадаем в шторм. Бывает, волна в четыре метра накрывает, но на береговой линии есть специальные укрытия для таких случаев. Задача командира сохранить экипаж и корабль. Все вещи на судне привязываются, прикручиваются и крепятся, это уже на автоматизме. Посуда хранится в специальных ящиках, которые закрываются.
- Вы суеверный человек? У вас есть какие-то приметы перед выходом в море?
- Я несуеверный, но есть традиции и приметы, которые чтят все моряки. К примеру, нельзя шумно провожать корабль, который уходит в дальний поход. Обязательно что-нибудь случится в пути. Это проверено на практике. Нужно уйти тихо, без помпезностей.
Есть примета насчет погоды. Если чайка садится на воду и долго не взлетает, то жди плохую погоду. Я сам проверял. Смотришь, чайка на воде плавает - и на барометре давление падает. Через какое-то время начинается шторм.
У Таттимбета двое детей: четырехлетний сын и годовалая дочь. Он хотел бы, чтобы кто-то из них продолжил семейную династию.
- Дочка любит примерять мои очки, фуражку, туфли. Может, пойдет по моим стопам?!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ и из личного архива Таттимбета АБИКЕЕВА, Актау