Кенжегул СЕЙТЖАН: Я точно знаю - ограничений нет!
Планы этого парня расписаны на несколько лет вперед: в сентябре он отправится в велопробег Астана - Париж, посвященный двадцатилетию столицы, есть приглашение на международные соревнования по триатлону, совсем скоро любимая жена родит ему первенца, в ближайший год очень хотелось бы съездить на курсы парфюмеров в Россию, обязательно надо получить грант и поучиться снова в Великобритании - на этот раз по специальности организатора спортивных мероприятий. И когда Кенже с гордостью показывает корпешки, которые сшила по его заказу мама, чтобы украсить хостел, открытый этим энергичным парнем, я уже не верю, что он практически не видит.
- Вот этот узор, - проводит рукой Кенже по одной из корпешек с затейливой спиралью цветных кусочков ткани, - я увидел в Лондоне и хотел купить диванную подушку, но она уже не влезала в чемодан. Тогда мама, которая приехала ко мне на окончание курса, сказала, что она сама сделает не хуже. Вообще, все корпешки, которые есть в моем хостеле, сшиты ее руками. Это был спецзаказ. Я хотел, чтобы люди, которые здесь останавливаются, чувствовали себя очень по-домашнему и ощущали национальный колорит.
Не так давно Кенже выступал перед парламентариями нашей страны в качестве эксперта - он рассказывал о тех проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды, и как можно помочь им. Хотя слово “помочь” этот парень решительно не любит, предпочитает другое - “поддержать”. Говорит, что смысл совсем иной. Наверное, он прав…
- Не надо себя жалеть и вызывать жалость. Поддержите нас, а не помогайте, потому что если без конца помогать, то мы станем безвольными. Я отношусь без жалости и к себе, и к другим. Мой девиз “Если делаешь что-то, то вкладывайся в свое дело изо всех сил”. Поэтому когда выступаю в парламенте, то всегда говорю, что не надо из нас делать иждивенцев, кидать пособия как подачку. Дайте нам возможность работать и зарабатывать, это гораздо ценнее. Дайте налоговые льготы предпринимателям с инвалидностью или хотя бы не вставляйте бюрократические палки в колеса, и мы создадим такие условия, такие рабочие места, чтобы люди могли зарабатывать на хлеб с маслом. Я могу целый список рекомендаций дать, что необходимо для предпринимателей-инвалидов. Самое главное - чтобы были уши, которые хотят услышать все это. Иначе нет смысла говорить.
А еще Кенже очень просто объясняет историю своего успеха: он был младшим, любимым, двадцатым ребенком в дружной семье, его все баловали и все позволяли. Лишь один раз в возрасте двенадцати лет старший брат огрел его камчой за непослушание.
- Я всегда получал то, что просил, на меня никогда не повышали голос родители. Поэтому, наверное, я всегда делаю что хочу и добиваюсь того, чего хочу. Ну и, конечно, мне очень помогло общение с НОРБЕКОВЫМ. В 2001 году я занимался на его курсах и поверил, что нет ограничений в этом мире. С тех пор я все время улыбаюсь и живу в гармонии с самим собой. Друзья иногда называют меня сумасшедшим, но мне нравится, когда внутри себя я чувствую огромный всплеск энергии. Например, начал обливаться холодной водой по системе Порфирия ИВАНОВА и здороваться со всеми. На меня пальцем показывали, говорили, что крыша поехала, а мне хорошо было - приятно желать всем здоровья. А еще в тот переломный момент меня отучили говорить слово “проблемы”: есть вопросы, которые нужно решать. Если сегодня не получается, значит, получится завтра, главное - не отказываться от цели. Это мое жизненное кредо.
Кенже инвалид с детства. И до сих пор не знает, в чем правда: упал ли он с лошади или родился таким. Говорит, что лет до семи ничего не помнит, зрение терял постепенно и первый класс сначала окончил в обычной школе. Потом были обследование, операция и спецкласс, его считали чуть ли не умственно отсталым. И наконец, в третий раз сел за парту с первоклассниками Кенже уже в Алматы, в экспериментальной школе для слепых и слабовидящих. Ее он окончил одним из лучших учеников и до сих пор остается гордостью учителей. Затем учился в КазГУ и пять лет преподавал историю в школе.
Вспоминается об этом времени хорошее - умные, интеллигентные дети, с которыми было приятно заниматься. Хотя были и неприятные моменты. Дерзкого ребенка можно быстро поставить на место, когда он смеется над незрячим педагогом, а вот когда родители пишут заявления, что слепой человек не может учить детей, приходит комиссия и детально проверяет всю работу - тут необходимы терпение и характер. Поводов, чтобы пообижаться, было много: и кондуктор выталкивал незрячего пассажира из автобуса, и не давали грант на учебу по линии “Болашак”, да и просто в быту бывали разные моменты.
Кенже смеется и говорит, что сейчас люди проще относятся к инвалидам, а лет десять назад могли и повздыхать, и плюнуть через плечо при виде слепого, словно это зараза, которая может перекинуться на любого.
Он вообще все время или смеется, или улыбается. Для смеха может вставить японское словечко - Кенже еще и в Японии учился лидерству, заодно освоил язык Страны восходящего солнца.
- Сейчас многие молодые люди страдают от того, что не могут найти себе хорошую жену. А как вы встретили Айман?
- Просто многие ждут какой-то придуманный образ: ноги от ушей, хорошее приданое, рост. А надо просто захотеть встретить своего человека - и он появится в твоей жизни. Мы познакомились в библиотеке для незрячих. До поступления в университет в Англии я практически жил в нашей республиканской библиотеке, был одним из самых активных читателей. Однажды там появилась новенькая сотрудница. Мы стали общаться, и я понял, что это мой человек. Она еще и ждала меня, пока я учился в Англии, вот такая у меня терпеливая жена! Теперь ожидаем первого ребенка.
На жену, обучение, ежедневные тренировки Кенже зарабатывает сам. Он несколько раз пробовал начинать свой бизнес и сейчас остановился на хостеле. Пока. В планах - мировая сеть хостелов, но этим мечты не ограничиваются: очень хочется наладить производство велосипедов, основать парфюмерный бренд, а еще хотелось бы открыть собственный университет и получить лицензию на выступление в составе паралимпийской команды в Токио в 2020 году. Но это все планы на перспективу.
- Мне нравится быть частью небольших сообществ, которые собирают действительно активных людей и не боятся изменить себя и окружающий мир. Мне нравится добиваться результатов в спорте - например, для того чтобы пройти дистанцию триатлона и получить звание айронмена, в этом году мне пришлось серьезно заняться плаванием. Все это нужно в первую очередь мне. А заодно хочу показать обществу, что люди с нарушениями зрения способны на многое: мы классные, и с нами интересно общаться!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы