Остаюсь, чтобы жить
Елена и Андрей НАЗАРОВЫ (на снимке) из Усть-Каменогорска - уникальные люди. Они переехали из своего особняка в съемное жилье, чтобы... приютить в освободившемся доме стариков. По словам Елены, которая давно прикована к инвалидной коляске, она в 25 лет поняла, что такое беспомощность и... старость. Как никто другой, она понимает своих постояльцев и не позволяет им угаснуть от опустошения души.
- Проходите к столу, я хворост напекла, - радушно встречает Елена Назарова, ловко управляя инвалидной коляской.
В небольшой квартире, которую после съемного жилья Елена с супругом приобрели в кредит, все обустроено так, чтобы хозяйке было удобно. Низкие шкафы и плита в кухне, просторный проход в туалет. Даже выход из квартиры на первом этаже не как у всех, а отдельный, через лоджию. Пятиэтажка, в которой живут Назаровы, в прошлом советское общежитие, со стороны балкона до сих пор остались ступени - бывший выход из здания. Андрей намерен обустроить там пандус, чтобы супруга могла самостоятельно выбраться из квартиры. Через подъезд этого не сделать без посторонней помощи.
***
- Я почти 30 лет в инвалидной коляске. Сама готовлю еду, навожу порядок в квартире, - говорит Елена.
Кроме того, Елена руководит частным домом ветеранов, который супруги четыре года назад открыли в своем особняке. Выбор столь нелегкого в физическом и моральном плане дела Елена Сергеевна объясняет тем, что она в 25 лет поняла, что такое беспомощность и... старость.
- В этом возрасте я столкнулась с теми же проблемами со здоровьем, что и мои старики. Памперсы, пролежни - все это было, - делится собеседница. - Вскоре после вторых родов, в 1992 году, у меня начались сильные боли в пояснице. Мне кололи обезболивающие, а однажды утром я проснулась и больше не смогла встать.
Молодой женщине поставили диагноз доброкачественная опухоль в области позвоночника. Обследования, бесконечные неприятные процедуры, морока с установлением диагноза - все это вспоминается как страшный сон.
Елена училась жить заново. Передвигаться в коляске. Работать на дому диспетчером. Растить двоих маленьких детей.
- Я быстро приспособилась, - смеется Елена. - Даже огород - мы тогда в частном доме жили - сама полола. После того как я там ползком прошлась, оставалась борозда, но ничего - все росло! Солений заготавливала полный погреб. А если серьезно, то спасибо моему супругу Андрею, с которым мы вместе преодолели все трудности. Это мой первый друг и помощник. Большую помощь нам оказали моя мама и свекровь Тамара Александровна.
В этом году Назаровы отметили жемчужную свадьбу - 30 лет совместной жизни.
***
Со временем Елена научилась не обращать внимания даже на... постоянные сильные боли.
- Анальгетики принимаю в исключительных случаях. Терплю. Я же постоянно чем-то занята, а это отвлекает, - уверяет Елена Назарова. - Все можно пережить, главное - чтобы близкие и родные были здоровы.
Елена, не имея специального образования, на собственном опыте научилась ухаживать за лежачими больными - обрабатывать пролежни, мыть, кормить.
- Когда дом ветеранов открылся, я все делала сама. Бывало, к нам таких запущенных бабулечек привозили - страшно смотреть. Конечно, мы приглашали врачей, медсестер, консультировались. Потом наняла несколько сиделок, - рассказывает Елена Сергеевна. - Я очень строгая в плане подбора персонала. Не люблю расставаться с людьми, но иногда приходилось. Старики требуют внимания, заботы, спокойствия и общения. Если чувствуешь, что терпение отказывает - пойди в баню, прокричись там. А к бабушкам выходи с улыбкой.
И чаще Елена не ошибается в людях. Сиделка Юлия НАЗАРОВА сейчас правая рука Елены Сергеевны. Татьяна СЕДЫШЕВА - бессменный повар. Она работает в доме ветеранов с момента открытия, уже изучила гастрономические пристрастия жителей пансионата и старается их учитывать. Вместе с бабушками печет пироги и готовит другие домашние вкусности.
***
- Самое страшное - это одиночество. Вы знаете, сколько у нас в городе стариков, которые только и делают, что сидят у окна? - задает риторический вопрос собеседница. - А здесь мои бабушки общаются, им интересно вместе. У нас в основном женщины, которым от 80 до 90 лет. Мужчины редко доживают до такого возраста.
Чаще всего в дом ветеранов пожилых людей определяют родные, которые в силу занятости не могут присматривать за престарелыми близкими днем. Но бывают истории, от которых у Елены надолго остается осадок в душе.
- Недавно священнослужитель Андреевского кафедрального собора привез бабушку. Она хотела покончить с собой - батюшка по счастливой случайности ее увидел и уберег от отчаянного шага. Или вот мужчина один. Относительно нестарый - 70 лет. У него сгорел дом, он остался на улице. Вы бы видели, как он накидывался на еду первое время! Ел даже ночью, - рассказывает Елена Назарова. - Бывает, что и родственники обижают. Но я об этом не хочу говорить. Я не вправе никого судить.
Старики - как дети, они интуитивно чувствуют искренность и ее отсутствие.
Некоторые постояльцы называют Елену Назарову мамой.
- Наша мама пришла! - полушутя встречают они Елену с порога.
***
Елена Назарова считает, что ей везет на хороших, добрых людей.
- Недавно я была в Семее, проходила курс облучения в радиологическом отделении. Какие там доброжелательные, отзывчивые люди работают! - считает Елена. - Вы представляете, медучреждение совсем не приспособлено для инвалидов-колясочников. Там первое время на меня смотрели с таким неподдельным интересом... А что, инвалиды не могут облучаться? Так вот, для процедуры нужно было взобраться на высоченный стол. Естественно, этого сделать я не могла, мужа в помещение не пускали. Два парня постоянно тягали меня на этот стол и ни разу даже виду не подали, что им тяжело. Это лаборанты Темирлан ТЕМЕРБАЕВ и Думан МЕРСАН. Огромное им человеческое спасибо.
Елена уверена, что гуманное отношение персонала к больным - заслуга директора регионального онкологического диспансера Семея Марата САНДЫБАЕВА, врача Натальи КАРНАКОВОЙ и других.
***
- Елена, вы никогда не задавались вопросом: “Если бы я встала на ноги, я бы...”?
- Я бы оставила все, как есть. Ничего бы не стала менять в своей жизни. Это главное, - говорит Елена Назарова и, смеясь, добавляет: - Туфли бы купила на каблуках! В Интернете видела рекламу - такие красивые. Муж сказал: раз хочешь, надо брать!
Елена СУПРУНОВА, фото из архива Назаровых, Усть-Каменогорск