Сеит СУТЕМГЕНОВ, отец-герой: Некогда мне лежать у печки
Педагог с 60-летним стажем Сеит-ага вырастил сотни учеников и один воспитал своих одиннадцать детей
- Каждому - по достижениям! Иначе будет несправедливо!
- Конечно, ата!
Внуки и правнуки выстроились перед дедом в длинную шеренгу: аташка раздавал им премии - самодельные конверты с деньгами внутри. По этому случаю, несмотря на выходной день, дети облачились в школьную форму. Дед - в свой парадный костюм.
Кому-то досталась купюра в пять тысяч тенге, другим - в две тысячи. Меньше тысячи ата не вручал. Тем не менее 150 тысяч тенге были розданы в считаные минуты.
- Пап, ну оставили бы себе!
- Могу себе позволить! - был резкий ответ главы семейства, что означало: “Не перебивать и не вмешиваться!”
Старшие дети, которые уже давно разменяли шестой десяток, тщетно пытались усадить отца за праздничный стол. Повод для застолья замечательный - 90-летний аксакал несколько дней назад стал обладателем главного приза областного конкурса “Мой папа” в номинации “Отец-герой”.
Денежный приз аташка решил распределить среди своих внуков.
- Отец не горел особым желанием подать заявку на это творческое состязание. Мы настояли, - говорит один из сыновей Хамит. - Прочитав условия участия, мы ни секунды не сомневались: наш папа самый лучший!
И правда жизнь 90-летнего аксакала достойна и книги, и фильма.
В детстве он сильно простудился и лишился возможности самостоятельно передвигаться. Это были военные годы, и не было ни средств, ни возможности вылечить недуг. Сельский врач поставил неутешительный диагноз - ходить Сеит вряд ли будет. Однако маленький пациент благодаря своему упрямству и упорству все-таки встал на ноги, хотя всю жизнь потом пользовался костылями.
Не менее грустные перспективы рисовали ему и по поводу успеваемости: мол, пропустивший из-за болезни два года учебы ребенок вряд ли сможет рассчитывать больше чем на тройки. Но и здесь произошло чудо. Сутемгенов, несмотря на двухгодичное отставание, окончил школу с золотой медалью.
- Я всегда верил, что смогу, надеялся на лучшее и любил все, чем бы ни занимался! - говорит сейчас аксакал.
После школы он поступил в пединститут и потом долгие годы преподавал физику и математику в селе. Стал завучем, а после и директором школы.
- В советские годы, чтобы добиться строительства школы в ауле, директору нужно было расшибиться в лепешку, - вспоминает Сеит Сутемгенов.
Ему и это удалось.
В тридцать лет агай впервые стал отцом. Жена родила крепкую девочку, затем сына, потом еще дочь... Тут бы написать: жили они долго и счастливо. Увы, в 55 лет Сеит остался без жены. Но с одиннадцатью детьми.
- Ни разу не возникала мысль, чтобы жениться повторно. И не потому, что я многодетный отец или мужчина, передвигающийся с помощью костылей. Просто по отношению к супруге это было бы предательством, - признается вдовец.
Он не скрывает: было нелегко. Сам варил кашу для детей, заплетал дочкам косы, стирал, делал с ними уроки, еще и преподавал. Но вера, надежда и любовь, повторяет он, творят чудеса.
- Горжусь тем, что сегодня мои дети - врачи, энергетики, связисты, педагоги, - говорит аксакал. - Все они уважаемые люди, это ли не счастье?! Сейчас воспитываю 27 внуков и 13 правнуков.
Несмотря на преклонный возраст, аташка - настоящий активист-общественник. День начинает с просмотра теленовостей и заканчивает его обсуждением новых госпрограмм в кругу семьи.
- “Духовная модернизация” все эти месяцы у нас главная тема за дастарханом, - признаются дети аксакала. - Папа иногда расстраивается, если, как ему кажется, мы недостаточно прониклись идеями, изложенными в тех или иных документах. Приходится все внимательно читать: а вдруг папа спросит?
Пенсионер одними разговорами о патриотизме не ограничивается: например, хлопочет о том, чтобы увековечить в ауле Толыбай память прославленного просовода Мангытбая ТИЯНАКОВА.
- В военные годы я был почтальоном. В те времена в наших краях работал Мангытбай Тиянаков. Он построил в ауле плотину, увеличил площади орошаемых земель, и все для того, чтобы получить рекордный урожай проса для фронта, - говорит аксакал. - Нельзя забывать о таком подвиге!
Ата сам собирал необходимые исторические факты о просоводе, подготовил официальное письмо на имя главы региона и не раз ходил в областной акимат. В итоге не только добился установления мемориальной доски в честь ветерана труда, но и выбил обещание наладить мобильную связь в ауле Толыбай.
- Мы папу лишь отвозим в акиматы и другие управления. Он не любит, чтобы мы его сопровождали и ходили с ним по инстанциям, говорит: сам все сделаю! - рассказывает сын Хамит.
Еще один общественный проект, которым занимается аксакал, связан с внедрением латиницы в стране. Ата обсуждает эту тему с молодежью на школьных встречах, на которые его приглашают.
- Переход на латиницу - это не смена языка, хотя именно это мнение превалирует среди части населения, с настороженностью относящейся к данному решению, - говорит со знанием дела Сеит Сутемгенов.
Несмотря на свои 90, ата, отдавший почти 60 лет жизни педагогике, еще полон сил.
- Мы часто ругаем молодежь, хотя редко задумываемся над своими поступками. Необходимо не словом, а делом учить молодых хорошим вещам. Поэтому некогда мне лежать у печки, - говорит Сеит-ага.
Антон МОЛДИН, фото Алтынай КУМИСПАЕВОЙ, Актобе