Это наш кусочек Родины!
9 мая, в День Победы, в Кокшетау будут преданы родной земле останки казахстанского солдата Абдулкасима ЖАМАНБАЕВА, который 76 лет считался пропавшим без вести. В апреле этого года в Ленинградской области нашли скелет с разбитым черепом, а вместе с ним медальон с самодельной запиской: “Каз. ССР Акмолинская обл. Рузаевский р-н Чистопольский с/совет К-з Социалист Жаманбаев А.”
Абдулкасим ушел на фронт 18 июля 1941 года в возрасте 27 лет, оставив дома жену Батиму и сына Кайдара, а в октябре того же года перестал отвечать на письма родных. С февраля 1942 года его стали считать пропавшим без вести. Война закончилась, а солдат так и не вернулся домой…
Отец Абдулкасима Аубакир ИСМАИЛОВ никогда не прекращал поиски сына. Через 12 лет после победы в Великой Отечественной войне подполковник райвоенкома Рузаевского объединенного райвоенкомата СЕРБИН написал по просьбе Исмаилова письмо в Москву в отдел по учету потерь сержантов и солдат Советской армии. Копия этого письма сейчас передо мной. Между строк, набранных на печатной машинке, в нем словно взгляд из прошлого - надежда родных хоть что-то узнать о сыне, который не вернулся с войны. Письмо сохранилось, попало в архив и пережило его отправителей.
А спустя 76 лет, когда уже не стало ни Батимы, ни Кайдара, но остались их потомки, нашли Абдулкасима. Из 73 000 солдат Казахстана, погибших при обороне блокадного Ленинграда, Жаманбаев стал первым, кого определили по имени.
Как это случилось? В апреле 2018 года участник петербургского поискового отряда “Примирение” Сергей БАРСУКОВ обнаружил в Кировском районе Ленинградской области на 11-м километре трассы Кировск - Мга у обочины дороги, ведущей к урочищу Гайтолово, останки красноармейца. Они были в сыром суглинистом грунте на глубине примерно
20 см, то есть погибший солдат не был захоронен - его тело со временем просто занесло землей. Череп оказался разбит, значит, воин погиб от пули или осколка снаряда в ходе Синявской операции при первой попытке фашистов прорвать оборону Ленинграда - так предположили в поисковом отряде. Там же нашли бакелитовую капсулу смертного медальона, в котором чудом сохранилась записка с персональными данными рядового Абдулкасима Жаманбаева. Такие медальоны выдавали каждому солдату с середины 1941-го до конца 1942-го, потом их заменили на красные книжки. Рядом в земле лежали алюминиевый котелок, железная ложка, стеклянная фляга с резиновой пробкой, ампула для хлорирования воды, монета СССР в 3 копейки, две ржавые гранаты РГД-33 и противогаз.
Об этой удивительной находке, которую искали три поколения семьи Жаманбаева, рассказал руководитель общественного поискового объединения “Святой Георгий” (куда входит и отряд “Примирение”) Олег АЛЕКСЕЕВ. Само объединение вот уже 32 года ищет останки непогребенных солдат, опираясь на архивные данные и сведения о местах сражений.
“Мы не можем назвать точное число погибших солдат, обнаруженных нами за эти годы. До 2007 года вся информация передавалась в фонд поисковых отрядов Ленинградской области. Но только за последние десять лет силами отрядов, входящих в состав объединения, были обнаружены останки 2405 военнослужащих Красной армии. Имена 220 человек удалось установить, - сообщил в письме газете “Время” Олег Алексеев. - В результате архивного поиска в обобщенном банке данных “Мемориал” был обнаружен и документ о розыске пропавшего без вести военнослужащего Жаманбаева Абдулкасима, 1914 года рождения”.
Останки бойца в цинковом ящике, стенд с личными вещами и грамоту с медалью “За оборону Ленинграда” поисковики передали 3 мая внуку героя Канату ЖАМАНБАЕВУ, который приехал в Санкт-Петербург из Акмолинской области, где сейчас проживает.
- Дед погиб на поле боя, но остались его потомки: сын Кайдар, четверо внуков, пятеро правнуков. Он продолжает жить в каждом из нас. Отец рассказывал, что дед был сильным, мужественным и смелым человеком, - поделился с нами по телефону Канат. - Мой отец Кайдар умер в 1982 году, так ничего и не узнав о своем отце. Сначала мой прадед, потом отец, потом и я с братьями - все мы искали хоть какие-то сведения о дедушке. Ждали и надеялись, что этот день однажды наступит, - Канат выдерживает долгую паузу. - Когда мне сообщили, что нашли останки моего деда, то я не удивился - обрадовался. Да так, что потерял дар речи! Долго стоял в раздумьях и не мог прийти в себя.
День Победы для нашей семьи большой праздник, и я всегда хожу поздравлять ветеранов. На вопросы о том, где мой дед, всегда отвечал: “Ушел на фронт, пропал без вести...” Теперь знаю, что действительно с ним произошло. Когда я поехал на то место, где погиб дед, было ощущение, словно это мой кусочек Родины. У меня накатились слезы на глаза... Патриотический дух от деда перешел и к моему сыну. Каждый год он выступает на параде, посвященном Дню Победы.
9 мая, мы похороним деда в Кокшетау, на его родной земле. И вот что удивительно: отец ушел на фронт, когда область называлась Акмолинской. За 76 лет область сменила несколько названий, но все-таки вернулась к первоначальному. Как и мой дед вернулся к истокам, - легко вздохнул напоследок мой собеседник.
Екатерина ТИХОНОВА, фото предоставлено Канатом ЖАМАНБАЕВЫМ, Алматы