3156

Некогда стареть 

- Как живете?
- Как все… Жаловаться не буду!
Так начался мой разговор по телефону с Хапасом БРАНКУЛОВЫМ, героем нашей публикации двухлетней давности. Тогда мы рассказали историю бывшего фотографа, который один воспитывал и содержал на пенсию в 70 тысяч тенге сына и дочь. Их мать и уже бывшая супруга Хапаса, которая была моложе мужа на пятьдесят лет, бросила семью и не принимала никакого участия в жизни своих детей. Наш корреспондент, автор того материала Хельча ИСМАИЛОВА, попыталась добиться для семьи Бранкуловых хоть какой-то помощи от государства. Но оказалось, что по закону пенсии, которую получает отец семейства, должно вполне хватать на жизнь семьи из трех человек (см. “Жил-был фотограф один”, “Время” от 2.12.2015 г.). Помогли им тогда наши читатели. И вот спустя два года звонок в редакцию из Восточного Казахстана - интересуются, как сейчас живут Бранкуловы.
- Ну, раз добрые люди интересуются, приезжайте - сами посмотрите, как мы живем! - пригласил нас с фотокорреспондентом в гости отец семейства.

Добро всегда возвращается
Едва мы переступили порог крошечной однокомнатной квартирки, Хапас тут же принялся демонстрировать подарки и благодарить всех, кто тогда, два года назад, проникся положением его и детей:
- Вот у нас компьютер от Васильича, он так себя назвал, потому что по возрасту, кажется, ненамного меня моложе. Он узнал адрес в редакции и пришел самый первый. Познакомился, посмотрел, как мы живем, и сразу положил на стол 100 тысяч тенге. А еще через неделю принес детям этот новенький компьютер.
Потом на пороге появились Нуржан и Ильяс с телевизором и конвертом с деньгами от коллектива сослуживцев.
- Они зашли на кухню, покрутились там, а через неделю вернулись с коробкой, в которой была вот эта микроволновка. Но это еще не все: потом занесли гладильную доску и утюг. Мы, конечно, никогда бы себе не позволили всего этого! - со слезами на глазах делится Хапас.
Через некоторое время раздался звонок из Кызылорды. Девушка по имени Лена сообщила, что отправила Бранкуловым через интернет-компанию телевизор. А когда узнала, что ее опередили, заявила: “Ничего, второй поставите на кухне!” Потом еще многие приходили: Жанна из Астаны, не назвавшие имен супруги-пенсионеры из Алматы и те, кого Хапас уже сразу и не вспомнит. Деньгами собрали больше 500 тысяч.
- Мне, конечно, очень неудобно принимать помощь от посторонних людей, ведь я привык работать и зарабатывать себе на жизнь самостоятельно: когда вышел в 60 лет на пенсию, то стаж у меня был 43 года. Я с 17 лет вкалывал и на железной дороге, и на заводе “Металлист”, потом вот стал фотографом - всегда был хорошо обеспечен и даже помогал другим, - рассказывает Хапас.
И, копаясь в документах, в подтверждение находит старые квитанции, в которых он значится как отправитель денег в Фонд помощи пострадавшим от взрывов на Семипалатинском полигоне.
- Оказывается, правда, что твое добро потом тебе в сто раз больше вернется, - вслух рассуждает Бранкулов.

На четвёрки съехали
Что-то из собранных денег ушло на одежду детям, на игрушки, на лакомства, на оплату коммуналки, а самое главное - пенсионер отремонтировал старенький, еще советского производства автомобиль. Теперь Хапас регулярно может вывозить детей на природу:
- Я сам 20 лет подряд и зимой, и летом ездил на Бутаковку купаться в горной речке. А теперь, когда машина опять на ходу, детей туда вожу.
- Но мы только летом купаемся, а зимой гуляем, воздухом свежим дышим! - помогает рассказывать отцу двенадцатилетняя Карлыгаш.
- А еще папа нам говорит: чтобы быть сильными и здоровыми, надо спортом заниматься, - очень смущается, но принимает участие в разговоре девятилетний Олжас. - Посмотрите, какие у нас есть гантели, резинки и даже турник!
Сначала отец возил дочку на секцию айкидо, потом обоих детей на шахматы, а до недавнего времени дети посещали кружок рисования в Доме школьников № 4 на улице Гоголя. Олжас гордо продемонстрировал нам все свои пейзажи, а Карлыгаш с удовольствием показала натюрморты, которые у нее выходили лучше всего. А теперь рисование стало для них роскошью.
- С 1 февраля бесплатный кружок рисования закрыли, за шахматную секцию тоже надо платить 6 тысяч в месяц, значит, за двоих я должен отдать 12 тысяч. Это невозможно, сами понимаете. А играть они хотят, поэтому решил сам их учить, ведь у меня еще с молодости первый разряд по шахматам, - рассказывает Хапас. - Иногда у нас тут такие сражения, что пыль столбом!
В общем, расслабиться и почувствовать себя пенсионером, человеком на покое Хапасу придется еще не скоро. Утром одного ребенка в школу отвести-забрать, после обеда - другого, а еще еду приготовить, убрать и уроки сделать.
- До шестого класса без проб­лем все уроки с дочкой делал, и одни пятерки у нее были. А вот теперь математика сложная пошла, и на четверки мы съехали, - виновато улыбается Хапас.
Зато подросшая дочь помогает папе убирать в квартире и стирать. А прошлым летом, на каникулах, отец научил детей готовить, и теперь даже Олжас умеет варить суп и картошку.
- “Не заходите сюда! Как будет готово, я вас позову,” - кричит он нам из кухни, - хвалится сыном отец. - Потом садимся все вместе и пробуем его блюда.
Так же дружно ходят они на базар за продуктами. Причем дети никогда не просят ничего лишнего, они точно знают, что надо купить в первую очередь:
- Раз в месяц берем на 10 тысяч мякоть говядины, картошку, рис и гречку, - делится своими хозяйственными секретами Хапас.
- А летом малину и яблоки покупаем и варим варенье. Еще лимоны перекручиваем и сахаром засыпаем, - добавляет Олжас. - Это полезно, и зимой не заболеешь!

Мама обещала приехать…
А потом дети стали рассказывать, как летом поздравляли любимого папу с юбилеем. Ему исполнилось 80 лет. И хотя Хапас Бранкулов утверждает, что благодаря генам и спорту совсем не чувствует своего возраста, все же иногда боль в коленных суставах не дает ему подняться с постели. В этот момент ему становится страшно за детей:
- Что будет с ними, если я вдруг надолго заболею?
И тут я наконец решаюсь задать неудобный вопрос про его бывшую супругу и маму Карлыгаш и Олжаса, которая не живет с ними вот уже пять лет.
- Раньше она приходила раза два-три в год, в последний раз летом у нас была и обещала на Новый год приехать, но не приехала, - говорит Карлыгаш, и ее глаза наполняются слезами.
- Может, дети и хотят быть с мамой, но что толку от такой мамы? Мы прожили с ней десять лет. Семь из них было все хорошо, а потом три года она вела себя ужасно: уходила, говорила, что хочет жить вольной жизнью…
Через какое-то время, когда они уже развелись, жена, по словам Хапаса, снова появилась в этой квартире и попросилась обратно, но вдруг выяснилось, что у нее родился еще один ребенок - девочка, которой к тому времени уже было два года.
- Куда мне еще и этого ребенка? вдруг она и его на меня оставит? А мне еще для своих детей многое сделать надо! - говорит пожилой отец.
А мечтает он о том, чтобы была у них квартира побольше и чтобы у дочери и сына были разные комнаты:
- Год назад ходил я и в ЦОН, и в наш акимат Ауэзовского района. Написал заявление насчет квартиры, указал, что, мол, дети у меня разнополые. А мне отказали: говорят, это вам не советские времена. Не положено. Так и сказали: “Даже многодетные семьи на квартирах живут, а у вас свое собственное жилье есть”. И тогда подумал: действительно, все у нас хорошо. Все живы и здоровы… Так и напишите. И поблагодарите всех как следует за помощь!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть