4215

Хрустальная девушка с железным характером

Асие БОЛУСБАЕВОЙ 26 лет. Но ростом она меньше... своей полуторагодовалой племянницы. Семейская "дюймовочка", прикованная к инвалидной коляске, мечтает вернуться в судебные органы, где работала по государственным программам занятости.

С Асией мы познакомились лет девять назад. Уже тогда она была "хрустальной" девочкой с железным характером. Из трех дочерей сельчанки Нургуль БОЛУСБАЕВОЙ Ася средняя. Услышав первый крик новорожденной малышки, женщина ужаснулась: дочка кричала так, как будто ей причинили дикую боль! Материнское сердце не ошиблось - младенческие косточки были переломаны в нескольких местах. И дело было не в головотяпстве районных акушеров. У Аси оказалась редкая генетическая патология - несовершенный остеогенез. Иначе - хрустальная болезнь. Из-за врожденного нарушения образования костной ткани кости больного настолько хрупкие, что ломаются даже от обычного прикосновения или малейшего усилия. С рождения маленькую Асю преследовали частые переломы - до пятидесяти в год! Деформация скелета и остановка в росте (он у Асии застыл на отметке 67 сантиметров, как у четырехмесячного ребенка) - это тоже последствия тяжелейшего недуга. Родители несчастной девочки поняли: их дитя обречено на жизнь в инвалидной коляске. Ася так и не смогла сделать ни одного шага…

Но если в физическом развитии кроха безнадежно отстала от своих ровесников, то умственно она сильно их опережала. Когда одногодки еще возились в песке, Ася уже сама научилась читать и писать. "Хрустальная" девочка, как инвалид первой группы, обучалась дома. Не надо рассказывать, насколько формально педагоги относятся к этой форме обучения. С Асей все было по-другому - девочка жадно тянулась к знаниям, мотивируя своих преподавателей. С такой ученицей не пропустишь урок или не придешь неподготовленной.
- Мы решились на переезд в город не только потому, чтобы быть ближе к квалифицированным врачам. К тому времени Ася уже все интересные книжки перечитала в библиотеке районной школы! - улыбается ее мама Нургуль.
Город встретил "хрустальную" девочку с ее родителями и сестрами… бытовой неустроенностью и безденежьем. Сначала глава семейства хватался за любую работу. Но осознав, что случайных заработков не хватает даже на оплату съемной квартиры, мужчина запил по-черному… А вот Нургуль при большом желании не могла выйти на работу, потому что абсолютно беспомощная Ася постоянно нуждается в особом уходе. Какое-то время "хрустальная" девочка была единственным кормильцем большой семьи. Ее пособия по инвалидности со скрипом хватало на аренду квартиры в аварийном доме без элементарных удобств и скудное питание.
- Конечно, я переживала вместе с моей семьей, что мы никак не можем выбраться из нищеты. Но больше всего меня угнетала мысль, что после окончания школы не смогу продолжить образование, - признается Ася. - Когда говорила учителям, что очень хочу поступить в колледж и получить специальность, они искренне недоумевали: зачем это тебе? У тебя же первая группа инвалидности! Ты все равно не сможешь работать…
Асина мечта сбылась только после вмешательства областного департамента образования.
- Это было похоже на сказку! - лицо мамы озаряется счастливой улыбкой. - Нам позвонили из электротехнического колледжа и предложили пройти тестирование. Ася набрала хорошие баллы, и ее приняли по специальности "техник-программист". Вот только форма обучения была очная. Ася сразу загорелась идеей посещать занятия, как все!
Но "как все" не получилось. Занятия проходили на разных этажах колледжа. Для студентки в инвалидной коляске это непреодолимое препятствие. Преподаватели сами приходили к ней на съемную квартиру.
Но вот чем не мог обеспечить колледж особенную студентку, так это гарантированным рабочим местом. Даже здоровым выпускникам без опыта работы непросто трудоустроиться по специальности. Что же говорить о девушке с тяжелейшим недугом?
И тут пришло на помощь государство. В рамках государственной программы "Молодежная практика" любой выпускник учебного заведения в течение трех лет после завершения обучения имеет право обратиться в центр занятости. Оттуда выпускников согласно диплому направляют на работу как в бюджетные организации, так и в частные компании. Зарплату (18 МРП) платит государство. К сожалению, срок молодежной практики ограничен шестью месяцами. Предполагается, что этого времени должно хватить для получения первоначального опыта, что поможет практиканту с дальнейшим трудоустройством.
"Хрустальная" девочка воспользовалась этой программой в 2015 году. Ася вспоминает, что очень удивилась, когда ее направили на практику в… суд!
- Мне предстояло проработать ближайшие полгода делопроизводителем в городском суде №1. Просто с ума сойти! От страха я готова была в обморок упасть. Вдруг не справлюсь? Как ко мне отнесутся коллеги? - рассказывает Асия.
Все волнения оказались напрасными. Асия с первых дней почувствовала, что она на своем месте. Работать с документами оказалось совсем несложно. Все задания необычная практикантка выполняла в срок и без ошибок. Коллеги сразу ее полюбили.
- Нам объяснили, что по закону инвалид первой группы может работать только на полставки, - поясняет Нургуль. - Рабочий день длился четыре часа - с 8.00 до 12.00. Асие создали все условия - ее рабочее место было на первом этаже. У здания - удобный пандус.
От дома, где сейчас снимают квартиру Ася с мамой, до суда три автобусные остановки. Это немаленькое расстояние Нургуль везет дочь на инвалидной коляске. В любую погоду - и в мороз, и в слякоть!
- Асе сразу предложили брать работу на дом. Но она отказалась. Вы даже не представляете, как ей важно ходить каждый день на работу! Только тогда она чувствует себя полноценной…
Надо ли говорить, что последний день молодежной практики стал для Аси черным днем. С того момента она жила надеждой, что ее снова позовут на работу. Удача ей улыбнулась дважды. По другой программе центра занятости "Общественные работы" она в 2016 году полгода работала в управлении юстиции. И в рамках этой же программы в этом году Ася на такой же срок возвращалась в городской суд №1! 1 августа стал ее последним рабочим днем…
Что изменилось с тех пор? Конечно, маме с дочкой пришлось потуже затянуть пояса. Свою зарплату - 33 тысячи тенге - Ася полностью отдавала маме. Сейчас в их распоряжении только пособие по инвалидности - 47 тысяч тенге. А за аренду благоустроенной однокомнатной квартиры на первом этаже вместе с коммунальными услугами они отдают около 45 тысяч тенге. Если бы не помощь других дочерей, которые ведут самостоятельную жизнь, Нургуль с Асей просто не смогли бы сводить концы с концами…
О сложившейся ситуации разговариваю с начальником отдела по социальным рабочим местам центра занятости Мариной ЧАСОВНИКОВОЙ.
- Ася - далеко не единственная участница программ "Молодежная практика" и "Общественные работы" с первой группой инвалидности. Но у нее самый тяжелый случай. Без помощи мамы она не может ни поесть, ни в туалет сходить. При этом у нее столько трудолюбия и целеустремленности, что их хватило бы на десять здоровых выпускников! Понятно, что временная работа - это не то, к чему стремится Ася. Но мы не можем принудить работодателей трудоустроить ее на постоянной основе, - констатирует Марина Павловна.
В городском суде №1 заявили, что были бы рады принять Асю в свой коллектив. Она всех покорила своей работоспособностью и исполнительностью. Но дело в том, что ставки делопроизводителя, которую для Аси оплачивает центр занятости, у них нет в штатном расписании. Она может претендовать на место специалиста суда. Для этого ей предстоит пройти жесткий конкурсный отбор с тестированием на знание законодательства и собеседованием. Ася понимает, что перед ней стоит сверхсложная задача. Но слабая девочка с сильным характером не намерена сдаваться. Просто судьба снова бросила ей вызов, и она его принимает.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть