Гульшара УРМУРЗИНА: В душе должен быть кураж
Гульшара УРМУРЗИНА, врач, президент общественного фонда “Активное долголетие”.
- Что в моей жизни было самым главным? - повторяет она мой вопрос, который я задаю первым. - Сложно сказать. Знаете, все было важным, но, наверное, самое главное то, что я появилась на свет.
Не случайно именно с этого начинается наш разговор. Как несколькими мазками нарисовать портрет женщины, жизнь которой была да и сейчас насыщена настолько, что ее с лихвой хватило бы на нескольких человек? Где только не работала Гульшара Газизовна. О такой карьере (от врача-педиатра в обычной поликлинике до заместителя министра здравоохранения) можно только мечтать. Урмурзина организовывала первый в нашей стране хоспис, дважды в середине 80-х и начале 90-х руководила горздравом Алматы, потом возглавляла алматинский филиал Фонда медицинского страхования. Но она никогда не думала, что все сложится именно так. Должности, высокие кабинеты, вхожей в которые она стала еще в советские времена, имя, которое всегда на слуху. Просто хотела быть врачом.
- Сколько себя помню, всегда говорила, что буду лечить людей, - говорит она. - А после одного случая окончательно утвердилась в этом желании. Тогда я училась в третьем классе. На свет вот-вот должен был появиться мой младший брат. Отец как раз уехал в командировку, и мы остались дома с мамой. Она поняла, что скоро родит. Собралась и пошла куда-то, нам ничего не сказала - волновать, наверное, не хотела, а я осталась за старшую. Проходит немного времени, мама возвращается и меня за бабушкой, что в нашем поселке жила, посылает. Я бегом. Это была повитуха. С ее помощью и родился мой братишка. Оказалось, что мама ходила в больницу, но там на нее толком не обратили внимания - все праздновали грядущий Новый год, не до нее было. Она подождала в коридоре и домой пошла. Вот тогда я решила, что стану врачом и никогда не буду так делать.
Несколько раз мы вместе пытались выстроить ее карьерно-медицинскую лесенку в хронологическом порядке. Не получалось.
- Так сразу и не скажешь, нужно вспоминать, - это к вопросу о том, насколько для Гульшары Газизовны это важно.
Сама она говорит, что больше всего любила работу в первой городской детской больнице, где была главным врачом. Начинаем беседовать об этом, и сколько случаев, увы, большей частью трагических, конечно, сразу приходит на ум.
1989 год. Взрыв газа на станции Алма-Ата II.
- Тогда много детей пострадало - страшно вспоминать, - вздыхает. - Они же любопытные, увидели пожар, побежали, чтобы поближе все посмотреть. И тут рванула цистерна с газом. Их привозили в больницу с ожогами верхних дыхательных путей. К счастью, врачи смогли их выходить. Начальство спрашивало: чем помочь? И я попросила привезти в больницу черную икру: дети пока не могут толком есть, а им нужен белок. Достали. Ох и забавно было наблюдать: в столовой выдают бутерброды с икрой. А ребята ее и не видели никогда - соскребают икру ложкой и хлеб с маслом едят. Только потом распробовали.
Наш разговор прерывает телефонный звонок. Берет трубку. Улыбается.
- Мы даем интервью, - и смеется. - Да, завтра в восемь утра мы должны быть на месте - автобус будет ждать.
Это она вместе с ровесниками едет в одно из красивейших ущелий в Алматинской области. “Туризм для пожилых” - так называется программа, которую она придумала вместе с единомышленниками. Так что жизнь кипит и сейчас.
- А ведь в октябре мне исполнится 76, - с гордостью подчеркивает. - Возраст? Это всего лишь годы. Если есть здоровье и силы, нужно жить по полной. Главное, чтобы глаза горели. Я всегда обращаю на это внимание. Сложно вернуть к жизни человека, который потух, а с пожилыми это часто случается. Но среди нас много и тех, кто хочет активно жить, узнавать что-то новое, быть активным. Жизнь интересна, но коротка - ловите каждый миг.
Как только Урмурзина вышла на пенсию, организовала общественный фонд “Активное долголетие” - в то время в нашей стране почти никто не занимался людьми в годах. Заболеют - вылечим, а в остальном...
- Я прошла путь от педиатрии до гериатрии, - шутит Гульшара Газизовна про себя. - В молодости лечила детей, а сейчас вся моя жизнь посвящена пожилым. Они ведь тоже хотят быть полноценными членами общества. Мы гуляем, выезжаем на природу, ходим на экскурсии, в театр, на танцы. И желающих очень много. Это ведь прекрасно, когда человек остается активным в любом возрасте. Я вот хоть сейчас готова работать. Знаете, когда я была молодой, коллега постарше мне сказала: “Гульшара, главное, чтобы в душе был кураж”. Всем этого желаю...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы