Нурболат БАЙГАРАШЕВ, сапожник: Я не бишара - я сильный!
В небольшом селе Сумбе Уйгурского района Алматинской области живет местная знаменитость. Это не певец, не художник и даже не писатель. Нурболат БАЙГАРАШЕВ (на снимке) - простой сапожник. Хотя нет, не простой. Нурболат - инвалид с детства. Но глядя на этого человека, обладающего неимоверной харизмой и излучающего оптимизм, невольно начинаешь сомневаться: а действительно ли он ограничен в возможностях?
О том, что ему нельзя играть в футбол и кататься на лыжах, Нурболат узнал в третьем классе, когда врачи поставили ему страшный диагноз - болезнь костей. Но мальчуган не впал в отчаяние, ведь помимо футбола и лыж в жизни были и другие прелести.
- Когда я учился в пятом классе, умер отец, который учил меня не пасовать перед трудностями и жить по совести, - рассказывает Нурболат. - Я на всю жизнь запомнил этот урок! После окончания школы, несмотря на прогрессирующую болезнь, поехал в Шонжы, чтобы научиться азам сапожного ремесла.
Нурболат понимал, что с его больными ногами ему можно заниматься только сидячей работой.
- В то время при Доме быта была мастерская, где можно было устроиться учеником. Я с утра до вечера наблюдал за работой башмачников, учился сначала штопать сапожки и босоножки, потом перешел на каблуки, затем стал выполнять работу посложнее - подшивать замки, кроить, - вспоминает о начале своей трудовой деятельности сельский сапожник. - Когда был готов к труду, мне выписали комсомольскую путевку. Так я вернулся в родное село.
Молодому человеку в Сумбе выделили место, которое он оборудовал под обувную мастерскую. Очень скоро все село стало носить обувь на починку к молодому мастеру. Но тут нежданно пришла беда, да не одна.
- В августе 2012-го болезнь приковала к кровати мою маму. Мы с братом ухаживали за ней, но неожиданно ухудшилось и его состояние. Вскоре он умер, а через два месяца ушла и наша мама. Я очень тяжело переживал эти потери...
Но и эти удары судьбы не сломили Нурболата. Хотя проще всего было залить горе алкоголем, как делают многие мужчины. А он собрал все свои сбережения и... стал перестраивать отчий дом!
- У нас в верхней части села проблемы с питьевой водой, - продолжает свой рассказ Нурболат. - Раньше мы с братом привозили ее на тачке. Оставшись один, я не мог ходить за водой. Нужна была техника для подвоза. И решение пришло: четыре барана я обменял на “шестерку”. Хоть она и была “древней старушкой”, но для хозяйственных нужд лучше всего подходила.
А однажды ему на мобильный телефон позвонил односельчанин и попросил приехать с сапожной машинкой. Нурболат не задумываясь погрузил нехитрое оборудование в машину и отправился на вызов.
- В тот день я починил столько обуви - туфель и сандалий, вы даже не представляете! Клиент был доволен. Порадовал и хозяйку того дома - наточил все кухонные ножи, детям отреставрировал школьные портфели.
Так Нурболат перешел на новый уровень в своей профессии простого сапожника. Уже утром следующего дня Байгарашев снял в своей “шестерке” переднее пассажирское сиденье, а на его место установил машинку и точильный аппарат, превратив старое авто в мобильную мастерскую, готовую приехать по первому же вызову сельчан.
А несколько лет назад он встретил свою судьбу. Ее зовут Мира. Она из Нукуса - столицы узбекского Каракалпакистана.
- Нас познакомили друзья из Алматы. Общались сначала по телефону, а когда поняла, что этот мужчина - любовь всей моей жизни, села в такси и приехала сюда, - улыбается Мира, вспоминая события четырехлетней давности. - Совместную нашу жизнь мы начали со строительства нового дома. Вдвоем залили фундамент, подняли стены, возвели крышу. В этом году закончили внутреннюю отделку, новоселье справили. Осталось только мебель купить и внешнюю отделку закончить.
Счастью этой пары рады все сельчане, и помогают им как могут. Нужно отдать должное соседям и друзьям Нурболата, которые сильно сопереживают ему. Именно от них мы узнали о Нурболате и его проблемах.
Несколько лет назад он прошел обучение по госпрограмме “Дорожная карта бизнеса-2020” и хотел получить кредит на расширение своего маленького дела: купить швейную машинку “Зингер”, приобрести материалы для шитья обуви, обновить железного коня. Но в кредите Нурболату отказали.
- Я не стал ходить по инстанциям - разбираться. Нормальные люди с руками и ногами не могут получить - куда мне, инвалиду? - спокойно говорит наш собеседник, понимая свое положение.
С годами он стал тяжело передвигаться даже на костылях.
- Ничего, закончим ремонт и начнем откладывать на твой бизнес, - нежно обнимая, успокаивает его супруга.
У Миры свои проблемы. Женщина не может получить казахстанское гражданство и поэтому вынуждена каждые три месяца ездить в Алматы и проходить там регистрацию.
Казалось бы, все эти невзгоды и тяготы жизни должны были наложить свой отпечаток. Но нет. Нурболат и Мира - удивительные люди! Они буквально светятся добром и любовью к окружающему миру.
- Вы не пишите про меня, будто я бишара. Я сильный! Покажите на моем примере, что даже в самой забытой богом деревне такой человек с инвалидностью, как я, может не только выживать, но и строить свое счастье и вместе с ним бизнес! - попросил нас напоследок Нурболат. - Ну а если кто-то захочет получить мастер-класс по выживанию, я жду его. Только пусть приезжает летом, в июне. Зимой наши дороги заметает так, что не доехать, да и весна длинная и холодная, можно замерзнуть.
Кстати, сапоги себе Нурболат еще не сшил. Некогда, говорит. Обувь покупает в магазине.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область