Судьба вундеркинда
Впервые Диаз МУСАЛИМОВ вышел на сцену, когда ему было... всего три года. Стоило забавному малышу в смокинге просто появиться перед публикой, как зал взрывался аплодисментами. В пять лет он уже завоевал Гран-при на международном вокальном конкурсе в Казани! Феноменальный успех музыкального вундеркинда больше не удалось повторить ни одному ребенку из Семея. Сейчас Диазу - 25. Детская слава осталась далеко позади. А что пришло взамен?
Наставник Диаза, директор татарской школы искусств Габдулхак АХУНЖАНОВ, вспоминает, как впервые увидел талантливого малыша:
- У меня идет концерт в городском Доме культуры. Пою песню. Поклонился. В зале смех. Ничего не пойму. Оглядываюсь по сторонам, а зрители еще больше хохочут. Смотрю, кто-то меня за ногу трогает. Малыш стоит с цветами. Подарил цветы, но не уходит. Я спрашиваю, в чем дело. А он: “Я хочу танцевать!” И сбацал цыганочку! И снова не уходит. Я к нему: “Что ты еще хочешь?” А он: “Петь хочу!” И спел “Дорогие мои старики” под оглушительные аплодисменты зала.
Этот случай мог остаться просто забавным эпизодом в жизни заслуженного работника культуры и деятеля искусств Республики Татарстан Габдулхака Ахунжанова, если бы не его мама Марьям-ханум.
- Когда мы вместе просматривали запись концерта, она оживилась: “Из этого ребенка будет толк. Надо его найти”. А я ей: “Где буду его искать? Если надо, ищи!” А мама у меня была дотошная. На поиски дерзкого малыша у нее ушло немало времени и сил, но она его нашла! Это и был Диаз Мусалимов.
С этого времени мальчик начал учиться в татарской школе искусств. Семипалатинский самородок имел ошеломляющий успех везде, где бы он ни побывал. Франция, Италия, Австрия, Словакия, Финляндия, Швеция, Китай, Россия, Украина, Америка… Всюду только первые места!
- Здесь все совпало - талант ребенка и финансовые возможности его семьи. Родители занимались бизнесом и могли себе позволить отправить сына на зарубежный конкурс, - считает Габдулхак Ахунжанов.
В 13 лет Диаз представил песню “Сем, Семей, Семипалатинск мой”, которую и сейчас семейчане воспринимают как гимн города. Автор слов и музыки этого хита - сам Диаз! Но в то же время его семью постигло несчастье - скоропостижно ушел из жизни отец. Мама осталась одна с тремя сыновьями… Тогда же произошло то, о чем предупреждал наставник: у подростка начал ломаться голос.
- Я ему говорил: приближается очень тяжелый период. Детство уходит, уходит хрустальный детский голос. Приходит взрослый голос, а он такой, как у всех. Ты будешь никто, и тебе это надо будет пережить. Но надо найти силы, чтобы начать все с нуля!” - вспоминает Ахунжанов.
Юноша учился в алматинском музыкальном колледже, и ему, таланту, приходилось невероятно трудно. Иногда у него опускались руки: “Я не могу петь, как они меня учат. Но я не могу петь так, как раньше пел. Они мне все переломали…” Уже никто не умилялся сладким малышом: всего приходилось добиваться упорным трудом. Он больше не был звездой и ничего из себя не представлял. Десять лет ушло на то, чтобы заново выстроить, сформировать себя по кирпичику. Все это время Диаз учился: после окончания алматинского колледжа он поступил на грант в Норфолкский университет в штате Вирджиния, США, где получил степень бакалавра в музыке. Потом переехал в Нью-Йорк, где продолжает обучение в магистратуре на факультете классического вокала и оперы. Когда детство заканчивается, вундеркиндам приходится наравне с остальными землю грызть, чтобы добиться успеха.
- В Америке у молодых музыкантов больше возможностей для развития, чем где-либо, - утверждает Диаз. - Но уже в 18 лет я прекрасно осознавал: для того чтобы добиться в Америке даже какого-то минимума, нужно много и упорно работать. Я ни минуты не ощущал себя в США туристом. У меня просто не было времени глазеть по сторонам. Срок пребывания по студенческой программе был ограничен. И я знал: чтобы оставаться дальше, мне надо было срочно найти нормальную работу. Мне повезло - я случайно вышел на футбольный клуб в Нью-Йорке, где преимущественно работали выходцы из бывшего Советского Союза. Там же тренировал Кайрат АУБАКИРОВ из семипалатинского “Елимая”, один из лучших бомбардиров Казахстана. Оказалось, что он хорошо знал моего отца, который тоже был футболистом. Папа играл в семипалатинском “Спартаке” и талдыкорганском “Жетысу”. Я в детстве был без ума от футбола, не пропускал ни одной тренировки. Поэтому, когда меня взяли помощником тренера, я оказался в своей стихии! Мне очень понравилось тренировать детей.
Сейчас у Диаза уже появились другие ученики. Учебу в магистратуре он совмещает с преподавательской деятельностью в своем университете. Встречаются студенты, которые чуть ли не вдвое старше своего преподавателя.
- Я работаю на профессорской должности. Сначала студенты списываются со мной по электронной почте с обращением: “Профессор Мусалимов”. При личной встрече они ожидают увидеть дядю лет пятидесяти, седого, в очках. А тут я! Как-то студентка заходит в класс и тут же вылетает: “Я ошиблась!” Догоняю ее: “Вы к кому?” Она: “Мне нужен профессор Мусалимов”. Говорю: “Я за него”, - смеется Диаз.
- Профессорской зарплаты хватает на жизнь?
- Я учусь в магистратуре на очном отделении. Поэтому не могу работать на полную ставку. Профессора получают 82 доллара за час. Но там очень большие налоги! И получается, что по меркам Нью-Йорка я зарабатываю небольшие деньги. Но если первое время после переезда в Америку мне помогали мои родные, то сейчас я полностью обеспечиваю себя сам. Хватает не только на аренду жилья и питание, но и на то, чтобы слетать дважды в год домой. Хотя это потому, что перелет в Казахстан доступный: 650-700 долларов в оба конца. Мои однокурсники-индийцы мне всегда завидовали. Им дорога домой обходилась в десять тысяч долларов!
Чтобы удивить новых знакомых, Диазу достаточно сказать, что он, мусульманин, поет… в хоре христианской церкви!
- Забавно видеть, как у некоторых округляются глаза. “Ты сменил веру?” - спрашивают. -
На самом деле все началось с того, что я в подростковом возрасте увлекся западной музыкой и накопал один стиль: когда слушал, у меня бегали мурашки по коже. Это уже потом я узнал, что этот стиль - госпел. Музыка черных христиан. Когда я только прилетел в Америку, спросил у своих друзей: где можно это послушать? Они переглянулись так странно и привели меня - нет, не в клуб, как я думал, а в церковь! Воскресенье, восемь часов утра, служба в черной методистской церкви. И я, просто обалдевший от мощной энергетики этой крышесносной живой музыки! Тогда же я стал петь в церковном хоре. С первого дня все знали, что я мусульманин из Казахстана. И ни одного вопроса не было: что ты тут делаешь? Всегда все относились ко мне с любовью. Потому что музыка объединяет людей всех национальностей и вероисповеданий.
Во время одной из воскресных служб Диаз познакомился с дедушкой Рианны - звезды мировой величины!
- Он ходит в церковь, где я работаю. В прошлом был музыкантом. Поэтому он к нам близок больше, чем к кому-либо. После службы мы общаемся. Когда я жил в Бруклине, мы были соседями. Постоянно вместе ездили домой. Заходили поужинать. Я сразу знал, что он дедушка Рианны. Но мы об этом никогда не разговаривали. Совсем недавно Рианна сама приехала в церковь, и мы познакомились. У меня было предчувствие, что сегодня необычное воскресенье! И тут заходит она, женщина, которая популярнее президента Америки! О чем мы говорили? Да я свое собственное имя забыл! Помню, что она назвала меня красавчиком. Надеюсь, это не последняя наша встреча. Кто знает, может, когда-нибудь мы вместе споем.
К слову сказать, у Диаза в Америке уже были минуты славы. Он дебютировал в оперном театре на Манхэттене, где исполнил одну из главных партий в опере Моцарта “Директор театра”. Выступил в эфире популярного шоу Джимми Фэллона вместе с хип-хоп-трио из Бруклина. Но больше всего Диаз гордится тем, что к 25-летию независимости Казахстана спел песню о родной стране на английском языке в легендарном джаз-клубе Birdland в Нью-Йорке. Среди одобрительных отзывов к его ролику в Интернете встречаются и едкие комментарии. “Эх ты! Ровесник независимости Казахстана! Зовешь в песенке своих американских друзей посетить нашу страну, а сам живешь в Америке! Если ты такой патриот - возвращайся на родину!”
Габдулхак Ахунжанов стоит горой за своего любимого ученика:
- В Америке Диаз попал в среду, благодатную для его дальнейшего роста. Кто знает, если бы он остался дома, то, может, вообще бы затерялся… Но я уверен, что свою дальнейшую жизнь Диаз связывает с Казахстаном. И теперь ему легче будет воплощать свои проекты. Потому что когда человек что-то представляет в Америке, у нас его совсем по-другому воспринимают. Даже сейчас Диаз много делает для родины. Выступая в посольстве, на разных мероприятиях перед большими политиками, он стал символом дружбы Казахстана и США. После знакомства с Диазом набралась уже целая группа американцев, желающих этим летом прилететь в страну, которую он для них открыл. Разве этого мало?
Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Диаза МУСАЛИМОВА, Семей