Глухие художники не самые лучшие продавцы своих картин
Алексей УТКИН настоящий отечественный арт-бренд. Его пейзажи любимого города можно скорее назвать портретами города
Ах, как он был счастлив, когда сел за руль собственного авто и начал колесить по улицам, выбирая удачные ракурсы. А потом понял, что машина и художник никак не сочетаются.
Во-первых, ты ничего не видишь, кроме дороги, не замечаешь деталей, из которых складывается городская жизнь. В пробках мысли заняты не красотой опускающегося вечера, а совсем другими вещами...
Во-вторых, обладатель колес автоматически обретает множество друзей, которым срочно нужно куда-то поехать, что-то отвезти-доставить, решить не решаемые без автомобиля проблемы. И надо людям помогать. Таков уж восточный менталитет.
В итоге Алексей Федорович отдал авто дочке и снова начал бродить по городу со своим любимым блокнотом в руках. Вот тогда он опять стал видеть любимый город во всей красе.
К тысячелетию южной столицы художник получил неожиданный подарок - персональную выставку в Музее им. Кастеева. И рассказал свою историю любви к Алматы. С чуть размытыми контурами, яркими красками, небом потрясающих тонов и отражающимися в мокром асфальте огнями.
На словах добавить уже нечего, и Алексей прижимает ладонь к сердцу. Это и “спасибо”, и “люблю”, и “душа” - жест, который чаще всего встречается у глухого художника.
Алексей родился на Алтае, потом родители переехали в Алма-Ату, так что самые счастливые воспоминания детства связаны с этим городом. Здесь окончил школу-интернат для глухих детей и уехал в Ленинград, в художественный техникум. Тоже для глухих. А в Алматинском художественно-театральном институте учился уже вместе с обычными студентами, без всяких скидок на проблемы со слухом. Потом преподавал рисование в родном интернате. И уже совсем во взрослом возрасте начал искать собственный путь в живописи.
Одна из первых выставок была совершенно фантастической: горы превращались в дремлющих девушек, обнаженные силуэты скрывались в струях воды, в растениях. Но спустя несколько лет художник понял, что по-настоящему вдохновляет его не природа, а простые городские пейзажи.
- Это то, что действительно греет мне душу, - признается Алексей.
Причем город можно рисовать по-разному. Алматинская ностальгия давно уже стала отдельным, хорошо оплачиваемым жанром. Кто-то тщательно перерисовывает оставшиеся старые домики, детально воспроизводя резьбу ставен и прочие детали, кто-то упорно переносится в ретроэпоху или с фотографической точностью изображает на холсте самые известные здания. Уткин находит красоты и в кафешках возле новых торговых центров, и в обычной жизни современных проспектов:
- Да, старая Алма-Ата уходит, но надо идти в ногу со временем - с этим ничего не поделаешь. Для меня важнее всего найти эмоции в каждом пейзаже, чтобы откликнулась моя душа. Нет у меня и любимого времени года, ведь наш город хорош в любую пору, так же, как по-своему красив каждый человек.
В прошлом году, когда открывалась персональная выставка, посвященная дню рождения - Уткину исполнилось шестьдесят пять, автора засыпали хвалебными эпитетами. Он улыбался и благодарил. И даже не вспоминал, как много из задуманного так и не удалось воплотить. Например, создать ассоциацию глухих художников Казахстана или студию для деток с проблемами зрения. Несколько лет прожили эти идеи, первое время даже нашлись спонсоры, чтобы поддержать глухих художников и помочь ребятам получить профессию. А потом спонсоры сказали, что художники вполне могут жить, продавая свои картины, и учить детей тоже можно за деньги. Уткин только грустно улыбается: может, и к лучшему, что не получилось, зато больше времени появилось для собственного творчества:
- Когда в США у меня была выставка, коллеги спрашивали: зачем нужна эта ассоциация? Разве не проще художнику работать самому? Но глухие художники не всегда умеют общаться с покупателями, они не самые хорошие продавцы своих работ... С другой стороны, гораздо легче писать, чем организовывать других.
Через переводчика задаю вопрос: “Есть ли у Алматы свой цвет?” Алексей задумывается, подносит руку к сердцу, трет подбородок, моргает, улыбается и выдыхает наконец:
- Нет, пожалуй, нет. Южная столица вся очень яркая, как корпешка, ее невозможно в чем-то ограничить, невозможно определить палитру главных тонов. За это мне и нравится наш город.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы