Келинка с возвратом
Как казахстанка Айгерим БИЖАНОВА позволила себя украсть гражданину России - и что из этого вышло
- Апай, вот вы нам делаете замечания, а вас саму внизу компания молодых мужчин с утра дожидается!
Преподаватель музыки актюбинского гуманитарного колледжа Айгерим Бижанова едва не хлопнула от досады ладошкой по столу. Студентки правы. За первую пару в который раз прозвучал длинный свист, а за ним возбужденно-радостно-умоляющее: “Айгерим!”
Да уж, сегодня и вчера ее авторитет заметно пошатнулся - строгую преподавательницу, радетельницу национальных традиций, два дня подряд высвистывали молодые люди, удобно расположившись под окнами ее учебного кабинета. Судя по их горящим глазам и пугающей решительности, к Бижановой они проявляли особый интерес. Не исчезли они и с появлением родственника Айгерим. Дядя поговорил с ними, а затем огорошил девушку просьбой:
- Да выйди ты к ним! Ребята порядочные, они моими давними знакомыми оказались. Познакомиться с тобой хотят.
После занятий Бижанова удостоила неизвестную делегацию своим вниманием. Все молодые люди, за исключением одного, были семейными. Вели себя учтиво, а получив отказ девушки посетить их вечеринку, начали соревноваться в красноречии. К удивлению Айгерим, вечером к уговорам принять приглашение молодой компании подключились... родственники девушки.
- Это было пять лет назад, мне тогда было 23 года, - вспоминает Бижанова. - В какой-то момент я подумала: ну и что, если вечеринка намечается не в Актобе, а в Оренбурге? Ну и что, если я только познакомилась с приглашающей стороной, ведь мои родственники их хорошо знают. К тому же я ни разу не видела российских казахов.
В итоге Айгерим своим новым знакомым сказала “да”, а вечером того же дня в оренбургских Чибеньках на ее голову накинули платок, бабульки легли штабелями, чтобы она не перешагнула через них и не убежала, в честь новой келин сыграли “Беташар”. Бижанову попросту украли.
- Я, конечно, не думала, что меня украдут. Мой супруг Ерлан - единственный сын в семье, на девять лет меня старше и просто очень замечательный человек. Если бы не его друзья, которые тогда два дня подряд меня высвистывали, познакомились бы мы или нет, неизвестно, - улыбается Айгерим. - Но мне сразу понравились и Ерлан, и его родители, и даже жители деревни Чибеньки. В итоге я согласилась.
Правда, взрослых насторожила такая податливость невестки. Ее им описывали как порядочную, но уж очень боевую. Бижанова засобиралась в Актобе уже на следующий день. Мужу, свекру и свекрови объяснила: ей необходимо по-человечески уволиться, выписаться, взять документы. Ехать она решила сама. “Ты точно вернешься?” - спросили ее на прощание. “Вернусь”, - пообещала невестка.
- Через неделю я вернулась. Вот такая я келин с возвратом, - смеется молодая женщина.
К менталитету российских казахов Айгерим привыкала долго -
здесь люди прямые, как линейка, открытые, как книга. Что на уме, то и озвучивают. Нравится - похвалят, недовольны - выскажут как есть. Одним словом, нет времени на медленные танцы. Плюс отсутствие языковой среды. Ей непривычна была русская речь в среде этнических казахов.
- Но удивительным для меня стало отношение российских казахов к своим келин - никакого феодализма, хочешь - иди работай, будь полезна людям! - говорит женщина. - Я первое время не могла устроиться на работу, к тому же по сцене соскучилась. В такие моменты брала в руки домбру и пела различные терме.
Видя, каким талантом обладает их невестка, свекор со свекровью решили помочь Айгерим реализоваться творчески. В Чибеньках начали искать помещение для преподавания уроков домбры. Но в деревне с четырехтысячным населением найти пустующее помещение не удалось. Зато неожиданно к ним обратился местный имам - попросил в стенах мечети учить этнических казахов их родному языку. А вот уроки музыки в мусульманском храме не разрешил - не положено. В итоге Бижанова решила учить игре на домбре у себя дома. Мигом набралась группа из 10 деревенских ребят.
Сегодня молодая женщина уже преподает в самом Оренбурге, и учеников у нее куда больше. А способствовал этому случай четырехлетней давности.
- Во время празднования Наурыза мы с семьей поехали в областной центр. Я нарядилась в национальные одежды, взяла с собой домбру, на главной площади Оренбурга увидела пустующий микрофон, подошла к нему и запела, - вспоминает Айгерим.
Женщина так проникновенно спела, что мигом собрала огромную
аудиторию. Потом спела еще несколько песен на бис, после чего уехала домой.
- Никто не знал, что это была за певица, откуда она, как ее зовут, - говорит депутат Коминтернского сельсовета Оренбургской области Алтынай ДУЙСЕНБАЕВА. - Спрашивали у организаторов, в местных домах культуры - все тщетно. Чуть позже удалось узнать, что Айгерим из Чибеньков. Я немедля отправилась туда.
Но и в небольшой деревне Дуйсенбаевой пришлось долго искать голосистую Айгерим. Никто ее не знал. А под вечер, присев на скамеечку у кирпичного двухэтажного дома, Алтынай услышала прекрасный голос из окна второго этажа. Сцена чем-то напоминала эпизод из фильма “Приходите завтра”, где главная героиня душевно исполняла серенаду Шуберта. Только Айгерим играла на домбре.
- Я пошла на голос, так мы и познакомились, - вспоминает депутат.
Сегодня Бижанова работает в Оренбурге, правда, по выходным. У нее с Ерланом уже трое детей. Благодаря руководству диаспоры оренбургских казахов и местных бизнесменов - этнических казахов - у нее теперь есть специальное помещение для преподавания.
- Ко мне приезжают дети из далекой глубинки, специально выбираются на субботу-воскресенье. Я бесплатно учу их казахскому языку, национальным традициям и игре на домбре, - говорит молодая женщина. - В России очень строго относятся к учебному процессу, у детей все время факультативы по химии, математике, физике. Поэтому учителям я дала слово, что на успеваемости моих учеников игра на домбре не скажется. За четыре года не было ни одного нарекания!
А на этой неделе Бижанова получила неожиданный и очень дорогой подарок - современные учебники и методические пособия по изучению казахского языка. Прослышав об энтузиасте из российской глубинки, Актюбинское областное управление по развитию языков решило поддержать ее.
- В Оренбургской области проживают более 130 тысяч этнических казахов. В отсутствие языковой среды они очень хотят сохранить свою родную речь, национальные традиции и обычаи. И мы рады любой помощи со стороны нашей исторической родины. Наверное, и я в свое время не зря по велению судьбы обрела свою вторую половинку именно здесь, - говорит Айгерим.
Антон МОЛДИН, фото Алины ПАК, Актобе