25139

Токтар АУБАКИРОВ, первый казахский космонавт: Я не считаю себя легендой

С нашим героем я встретилась за несколько дней до 55-летия полета Юрия ГАГАРИНА в космос, отмечаемого сегодня, 12 апреля. Званий и регалий у Аубакирова так много, что когда начинаю их перечислять: Герой Советского Союза, Халық қаһарманы, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса -  он недвусмысленным жестом останавливает меня на полуслове: мол, не надо, хватит.

- Мне иногда даже друзьям хочется сказать: “Остановитесь, народ и так хорошо обо мне знает”. Но они начинают спорить: “Токтар, ты не понимаешь своего величия. Ты ведь столько всего сделал!”
- Боитесь забронзоветь? - шутливо спрашиваю я, пытаясь вывести его на откровенность. - Поэтому среди прочих своих регалий упоминаете и сорт картошки “Токтар”, который назвали в вашу честь?
Он смеется, а потом замечает:
- За славой я никогда не гнался, но без нее уже не могу.
Вот так - прямо и без лишнего кокетства, нередко присущего публичным людям.
Токтара Онгарбаевича часто называют живой легендой, а еще спрашивают, трудно ли жить с таким статусом. Он и здесь не кривит душой - говорит, это двоякое чувство. С одной стороны, постоянно нужно соответствовать, помнить, что для кого-то ты - кумир и пример для подражания, а потому не позволять себе лишнего. А с другой:
- Не верьте тем, кто говорит: “Как же мне надоела известность!” Любой публичный человек ее хочет. Если бы меня перестали узнавать, я бы задумался: почему? И, наверное, мучился бы из-за этого больше, чем от того, что меня постоянно останавливают на улице.
- Вы сами считаете себя легендой?
- Я далек от мыслей о своей легендарности. Всегда делал ту работу, которую планировали сотни, а то и тысячи людей. Был исполнителем и считал себя чернорабочим, даже когда был начальником. Помнил: все, что у меня есть - звания, награды, премии, - дали мне люди.
Именно поэтому ежегодно 12 апреля, в День космонавтики, двери дома Аубакировых открыты для всех. Прийти в гости к первому казахскому космонавту, поздравить, поговорить может любой, даже совершенно незнакомый человек.
- Это многолетняя традиция, дань памяти Юрию Гагарину - великому человеку, который открыл эру космонавтики и первым полетел к другим планетам именно с казахстанской земли, - говорит Аубакиров. - Увы, мало кто об этом задумывается. В этом году меня пригласили на прием в Кремлевский дворец, посвященный 55-летию полета Гагарина в космос, но я был вынужден отказаться. Если меня не будет дома 12 апреля, люди этого не поймут. Это будет неуважение к тем, кто решит меня поздравить. Ведь самое страшное - разочаровать близких и свое окружение. Этого я боюсь.
Токтар Онгарбаевич уже давно земной человек. Оседлый, говорит он сам про себя. Все - семья, работа, хобби - здесь. Сел бы Аубакиров за штурвал сейчас? Спрашиваете! Он по сей день летает на маленьких спортивных самолетах. А еще мечтает, что на его 70-летний юбилей, который будет совсем скоро - 27 июля, руководство страны позволит ему полетать на истребителе (в России есть такая негласная традиция для летчиков-ветеранов). Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья делать этого нельзя. Но он готов пройти любые комиссии - лишь бы испытать эти чувства еще раз.
- Полностью абстрагироваться от неба невозможно, - вздыхает он. - Тот, кто хоть раз его понюхал, почувствовал себя птицей, никогда этого не забудет.
- Наверное, вы летаете во сне?
- Летаю. Иногда просыпаюсь от такого блаженства. Думаю, как же было здорово! Хочется, чтобы сон продолжался, но он обрывается.
- Неужели на земле не могут вырасти крылья? - снова шучу я.
- Могут, - серьезно признается Аубакиров. И с увлечением начинает рассказывать мне о своих хобби: охотник, автомобилист со стажем, мастер на все руки.
- Благо они у меня из нужного места растут, - шутит теперь уже он. - Я сам переделал два грузовика в дома на колесах. Думаю, таких в Казахстане ни у кого нет.
Большой, даже могучий во всех смыслах человек обычно производит впечатление этакой глыбы, которую не могут согнуть никакие испытания. Мало ли их было у Аубакирова, ведь летчик привык рисковать собой.
- А вы слабым бываете? Можете заплакать?
- Свободно, - произносит он неожиданно. - Например, когда смотрю военные фильмы, задумываюсь: как же люди могли совершать такое? Не могу спокойно слушать новости о терактах - слезы льются сами собой. А еще могу расчувствоваться, глядя на своих внучек. Вот недавно моя старшая выиграла в Швейцарии соревнования по скоростному спуску - ей скоро будет 10 лет. Узнав об этом, жена мне сказала: “Все-таки она - твоя внучка, ничего не боится”.
…Мы прощаемся. Через полтора часа у Токтара Онгарбаевича самолет, он летит домой в Астану. Замечаю значок в виде истребителя на лацкане его пиджака. Что это? Символ? Амулет? Легендарный летчик с улыбкой произносит:
- Это - мое. Я все время рядом с ним...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Из досье

- Т. О. Аубакиров первым в СССР совершил беспосадочный полет в район Северного полюса с двумя дозаправками в воздухе, а 1 ноября 1989 года произвел первый взлет опытного корабельного истребителя МиГ-29К с палубы тяжелого авианесущего крейсера “Тбилиси”, после чего также успешно посадил самолет. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
- 2 октября 1991 года Т. О. Аубакиров в качестве космонавта-исследователя в составе экипажа корабля “Союз ТМ-13” (командир Александр ВОЛКОВ, австрийский космонавт Франц ФИБЕК) отправился в космос, работал на борту орбитального комплекса “Мир”. 10 октября возвратился на Землю вместе с Анатолием АРЦЕБАРСКИМ (командир при посадке) и Ф. Фибеком на борту корабля “Союз ТМ-12”. Полет первого казахского космонавта составил 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд. За свой единственный полет в космос он был награжден орденом Октябрьской Революции.
По данным Википедии

Поделиться
Класснуть