Максут ЖУМАЕВ, альпинист: Горы - моя карма
Пять лет назад, когда известный альпинист Максут ЖУМАЕВ завершил личную программу восхождений на все 14 восьмитысячников планеты без дополнительного кислорода, все думали, что теперь он поставит точку в своем романе с большими горами. Но Максут не может жить без доли авантюризма... Теперь он мечтает побывать на Северном и Южном полюсе!
В начале этого года он удивил всех новостью о том, что собирается на высшую точку Южной Америки - пик Аконкагуа (6962 м) - в паре с велопутешественником Магжаном САГИМБАЕВЫМ. 2 марта они взошли на вершину.
- Экспедиция была напряженная, - признается Максут. - Если Магжан испытывал определенные сложности со здоровьем, то я - психологические: было тяжело нести груз ответственности за человека, который первый раз совершал такое серьезное восхождение. Но мы справились. В планах 9 мая вместе с Магжаном совершить восхождение на пик Эльбрус (5642 м) на Кавказе. Я там два раза был, но еще раз с удовольствием схожу.
Максут родился в селе Чапаев Западно-Казахстанской области и детство провел в степях, занимался туризмом и даже не мечтал о восхождениях.
- Моя сестра Лейла просчитала мою астрологическую карту, и оказалось, что в прошлой жизни я был горцем и горы - это моя карма, - говорит альпинист. - Наверное, поэтому меня так тянет в большие горы. Заниматься в секции альпинизма начал в 1996 году, а в 2000-м
совершил свое первое серьезное восхождение на самый маленький восьмитысячник Шиша-Пангму (8027 м). В составе коммерческой экспедиции, организованной американцами, поднялся на высоту 8012 метров. Мне было 23 года, я имел третий разряд, и у меня не было опыта восхождений даже на шести-семитысячники, а тут сразу восьмитысячник, да еще без кислорода.
- Вы сказали, что сестра просчитала вашу астрологическую карту. Вы верите в высшее предназначение?
- Бабушка меня назвала Максутом, что в переводе означает “целеустремленный”, и я соответствую своему имени. Я верю в Бога и в то, что горы проверяют человека и являются зеркальным отражением его естества. К примеру, я смог взойти на К2 только с шестого раза. Гора не пускала. Кто был в экстремальных ситуациях, тот начинает жизнь ценить по-другому. При восхождении на Эверест были в шаге от гибели. После подъема состояние здоровья моего напарника Василия ПИВЦОВА резко ухудшилось, и мы не могли продолжить спуск, провели холодную ночевку без еды, воды и горелки. Всю ночь пытались привести друг друга в чувство: главное - не замерзнуть и не заснуть. Васе становилось все хуже, и мы еле живые утром все же пошли вниз. Помню, спускаемся, а навстречу нам идет китайская группа из сорока альпинистов. Обессиленные, мы стояли на коленях и с протянутой рукой просили у них пить. Из всей группы остановился только один, он налил нам воды, треть крышки от термоса, по глотку на двоих. У него был маленький термос, сколько было, столько и смог пожертвовать. Мы были благодарны и за это. После такой ночевки на высоте 8400 метров почти никто не выживает... Но мы выжили и вернулись!
В 36 лет он стал первым казахом и двенадцатым альпинистом в мире, кто сумел взойти на все 14 восьмитысячников без дополнительного кислорода. Правда, после этого он решил повесить ледоруб на стенку и окунулся в общественную жизнь. Запустил несколько проектов: открыл высокогорный веревочный парк и организовал общественное объединение людей, заинтересованных в активном отдыхе и любящих горы, - Kazakh Alpine Club.
- Задача клуба - сделать отдых в горах безопасным, комфортным, приятным и увлекательным, - продолжает Максут. - К сожалению, сейчас культура ходить в горы у нас начинается и заканчивается в том месте, куда доехала машина. Мы же хотим разработать туристские маршруты европейского стандарта: с местами для отдыха, лавками и беседками, площадками для кемпингов и бивуаков, санитарной инфраструктурой.
Максут воспитывает троих детей, строит свой дом, занимается триатлоном и хоккеем. Его можно встретить практически на всех спортивных мероприятиях - причем как в качестве организатора, так и участника.
- Моя семья - это главное мое достижение, - заявляет спортсмен. - Мне повезло с супругой, которая разделяет мои интересы и во всем поддерживает. Конечно, она волнуется за меня, когда я иду в экспедиции, но понимает, что это моя жизнь. Когда Ольга отправляла меня на К2, она знала, что если я этого не сделаю, то буду очень несчастным. Зачем ей несчастный муж? Муж должен быть счастливым, тогда у семьи все будет складываться хорошо. Сейчас я счастлив. В прошлом году у нас родился сын Батырхан, и я открыл для себя отцовство с другой стороны. С первым и вторым ребенком я был так себе папаша, но с рождением третьего малыша многое изменилось. Для своих детей я в первую очередь друг. С сыном Исатаем строг по-мужски, а вот дочку Айлин не ругаю и стараюсь баловать. Малышу Батырхану уже девять месяцев, и, надеюсь, этим летом мы всей семьей отправимся путешествовать в наши горы с палаткой.
Максут не перестает удивлять оптимизмом и новыми идеями. Сколько я его знаю, никогда не видела хмурым или злым. Он всегда улыбается и готов прийти на помощь любому.
- Тот багаж знаний, который я накопил за время работы в альпинизме, нельзя просто растратить, поэтому я должен передать его подрастающему поколению, - подытоживает он. - В планах много проектов, которые хочется воплотить. Что касается личных целей, то хочу завершить программу “7 вершин”, сейчас у меня в зачете уже есть пять пиков, а также мечтаю побывать на Южном и Северном полюсе.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Андрея ЛУНИНА и из личного архива Максута ЖУМАЕВА, Алматы