17847

Секреты семьи Байтурсынова

Как сложилась жизнь потомков одного из основателей правительства Алаш-Орды, лингвиста и просветителя Ахмета БАЙТУРСЫНОВА (на правом снимке)? Истории тех, кому почти всю жизнь пришлось скрывать свое происхождение. 

Встречу мы назначаем в доме-музее Ахмета Байтурсынова в Алматы. Несколько просторных комнат, интерьер, который попытались максимально приблизить к тому, что был при жизни ученого-лингвиста, и вещи - свидетели тех дней. Это дом приемной дочери Ахмета Шолпан, здесь он провел последние годы своей жизни, отсюда его навсегда забрали в октябре 1937 года.
Мы располагаемся в одной из комнат, вокруг стенды с фотографиями ученого и рассказы о нем. Их - детей, внуков и правнуков родных братьев и сестры Ахмета Байтурсынова - очень много. Они разбросаны по всему Казахстану и миру. Но эту фамилию носит только наш герой - Серик Самыратович БАЙТУРСЫНОВ (на верхнем снимке), внук Ахмета. Впрочем, блюстители точных фактов могут придраться к моим словам. Ведь общеизвестно, что Байтурсынов был женат, но своих детей у него не было. А соответственно, не может быть и внуков. Но история этой семьи настолько запутана, что порой напоминает детектив. Да, у Байтурсынова были только приемные дети. В официальных источниках значатся три имени: Аумат, Казихан и Шолпан - это родные племянники просветителя, которых он воспитывал. Но был и еще один приемный ребенок - отец нашего героя Самырат КАКИШЕВ, происхождение которого скрывали и при жизни Байтурсынова, и многие годы после его смерти. Такая таинственность объясняется очень просто:
Самырат был самым младшим мальчиком в роду Байтурсыновых - как говорят казахи, шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Ребенок, жизнь которого нужно было сохранить во что бы то ни стало, и это не раз делали все, кто хоть как-то был причастен к этой семье. Однажды, после ареста Байтурсынова, в аул, где жил Самырат со своими родными, нагрянули военные. Они искали мальчиков - продолжателей рода великого казахского просветителя. Тогда одна из женщин накрыла Самырата большим казаном и этим спасла его.
- Мой отец - сын самого младшего брата Ахмета Байтурсынова Машена, которого репрессировали в тридцатых годах. У отца было 12 старших сестер, из которых в живых осталась только Шолпан - та самая девочка, которую удочерил Ахмет. Остальные умерли, - рассказывает Серик Самыратович. - Времена были тяжелые. Сам Байтурсынов в то время находился в ссылке, а мой папа - тогда еще совсем мальчик - попал в интернат. Там он жил вместе с сестренкой. Чтобы сохранить жизнь брата, она отдавала ему свою еду и в результате умерла от голода. Когда Ахмета освободили и он вернулся в Алма-Ату, то стал искать родных и выяснил, что самый младший племянник - в интернате. По просьбе Байтурсынова отца нашли и привезли в Алма-Ату. Тогда папе было 14 лет.
Самырат всю жизнь носил фамилию Какишев и только зрелым человеком взял отчество Байтурсынович. О том, что он потомок одного из основателей правительства Алаш-Орды, мужчина практически никому не рассказывал. Об этом знали только самые близкие. Все это объясняется просто: двое старших приемных сыновей Байтурсынова сгинули в лагерях еще в тридцатых, а приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи носившая фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова, из-за гонений на приемного отца дважды сидела в тюрьме. Но несмотря на трудное детство и родственника - врага народа, Самырат сумел крепко встать на ноги. В советские времена он был почетным строителем: его детища - гостиница “Казахстан” и баня “Арасан”, и занимал различные посты на госслужбе. Но все равно тщательно скрывал свое происхождение.
- Я и сам почти всю жизнь был Какишевым, это отец настоял на том, чтобы я взял фамилию великого предка. Это произошло уже в 90-х, - продолжает Серик Самыратович. - После этого, конечно, говорили, что я сделал это специально: мол, решил воспользоваться громкой фамилией. Но, знаете, это совершенно не так. Мне не нравится, когда меня воспринимают только как внука Байтурсынова. Ведь я и сам из себя что-то представляю. О том, что наша семья имеет к нему какое-то отношение, я узнал, когда был подростком. Но родители мне сказали, что никому рассказывать об этом нельзя. И я молчал. Мы смогли говорить о том, что мы Байтурсыновы, только в конце 80-х, когда дед был реабилитирован.
Внешне наш герой абсолютный славянин, пошел в маму-белоруску. Из-за этого в его жизни возникало немало забавных ситуаций. Внук Ахмета Байтурсынова? Кто? Этот русский парень? Некоторые даже не верили. Но Серик Самыратович относится к этому с юмором.
- Так распорядилась природа, - улыбается он. - Вот мои родные сестры и мои дети похожи на казахов. А я пошел в маму, но ведь внешность не главное.
Серик не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к строительству. Он всю жизнь занимался спортом. Сначала был футболистом, потом тренером, а потом стал руководителем. Сейчас он директор специализированной школы высшего спортивного мастерства.
- Мы всего добились сами: ни отец, ни я не могли воспользоваться родственными связями, - признается мужчина. - Хотя, конечно, после того как я стал Байтурсыновым, некоторые казахи стали относиться ко мне с большим вниманием. Все-таки Ахмет для нашего народа - это величина. Даже президент сказал, что Байтурсынов - это совесть и честь нации.
Некоторых из своих многочисленных двоюродных братьев и сестер Серик Самыратович даже не знает. Ближе всех для него семья Шолпан - его родной тети, той самой приемной дочери Байтурсынова. Ее дочь Айман - лаборант, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком. Сейчас их связывает музей, который появился на карте Алматы благодаря стараниям Шолпан и Самырата, который умер в 1997 году. Они сделали все, чтобы дом, который тогда принадлежал совершенно посторонним людям, сделали местом памяти великого казаха. Его близкие собираются здесь по праздникам. Главный за столом Серик Самыратович - теперь он хранитель шанырака. Человек, который должен передать следующим поколениям память о своем знаменитом предке.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Серика Байтурсынова, Алматы

Поделиться
Класснуть