5231

Виктор ТЕЙФЕЛЬ, астрофизик: Мы с коллегами НЛО не видели

Договариваемся созвониться в 12.00. Беспокоить любого астронома раньше - плохой тон. По закону у них такой же, как и у всех остальных, восьмичасовой рабочий день, только начинается он гораздо позже и длится, как правило, дольше, превращаясь в рабочую ночь.

- Те, на ком держится наука, со временем не считаются, - подчеркивает Тейфель. - Был даже такой случай. Один астроном пошел наблюдать за астероидом, который только что открыл, несмотря на то, что его жена была при смерти. Он мог его потерять, поэтому пришлось продолжить работу.
Сейчас распорядок дня Виктора Германовича значительно изменился. Большую часть своего времени он проводит за компьютером: изучает, сопоставляет, анализирует, пишет. Такие коррективы в его жизнь внесла потеря зрения.
- Для астронома это, мягко говоря, катастрофа, - вот так лаконично и даже с некоторой иронией в голосе характеризует он все то, что произошло с ним за последние три года. - В телескоп я уже ничего не увижу, поэтому вместо меня наблюдают другие.
- Наверное, сильно этого не хватает?
- Ну... - в его голосе проскальзывают нотки грусти. - Конечно. Тяжеловато, когда сам не можешь делать то, к чему привык. Но это, как говорится, издержки времени.
Привык - это мягко сказано. Наблюдениям 82-летний Тейфель посвятил почти всю свою жизнь.
- 60 лет - в трубу, - шутит он по этому поводу.
Этот своеобразный юбилей он отметил в прошлом году - шесть десятков лет, подчиненных любимому делу. Он и сейчас отдается ему полностью, порой не обращая внимания на быт.
Когда мы входим в его кабинет, понимаем, что за эти 60 лет здесь мало что изменилось, разве что компьютер появился, да и тому лет десять. Абсолютно советский интерьер, хранящий память о тех людях и временах. Нашего героя частенько спрашивают: “Зачем вообще нужна астрономия?” На эту тему он написал несколько статей и не устает повторять:
- Интеллект у человека появился в тот момент, когда он посмотрел на звезды и подумал: “А что это за светящиеся точки на небе?” То есть начал рассуждать о вещах отвлеченных, не связанных с добычей пищи. Беда в том, что сейчас люди почти ничего не знают об окружаю­щем мире. Оказывается, даже в наши дни чуть ли не 60 процентов из них считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Можете себе вообразить, каков уровень представлений о мироздании? Зато астрологи процветают.
Как он к ним относится, я прекрас­но знаю. “Резко отрицательно”, - обычно отвечает астроном. Потому об этом и не спрашиваю.
- А к уфологам?
- С подозрением. Они желаемое принимают за действительное. У нас был сотрудник, у которого было хобби как раз уфология. Он собирал информацию, связанную с НЛО, которые якобы появлялись в Казахстане, и беспристрастно анализировал ее, пытаясь понять, что это могло быть. Не припоминаю, чтобы хотя бы раз коллега сказал, что кому-то удалось зафиксировать неопознанный объект. Самое странное, что и я за 60 лет работы у телескопа ни разу не наблюдал ничего подозрительного. Да и никто из астрономов НЛО не видел - нет таких сообщений.
За его спиной - фотографии Луны, которую он изучал всю жизнь. Ей люди всегда приписывали магические свойства. Тейфель в это не верит, зато считает, что именно Луна может стать обитаемой.
- Программы, связанные с полетом на Марс, - это авантюра, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, - говорит ученый. - Вот Луна - это да. Там можно построить обитаемые базы, на поверхности или под ней. На Луне есть так называемый гелий-3, который можно использовать как топливо для термоядерных реакторов. Там можно поставить телескопы и управлять ими с Земли. Возможностей - масса. Луна не так далеко от Земли, как Марс, поэтому там постоянно можно менять экипажи, в случае ЧП отправлять туда спасательные бригады. Чтобы долететь до Луны, нужен день-два, а до Марса - несколько месяцев.
- И потом беднягу Луну поделят между собой разные страны...
- Ее уже поделили. Один американец ухитрился создать лунное посольство и продавал за 90 долларов квадратный километр Луны. Делал он это и у себя на родине, и в России. Пытался и у нас. Но оказалось, что Казахстан когда-то подписал конвенцию о том, что небесные тела не могут быть приватизированы, а вот США и Россия этого не сделали. И ведь находились же те, кто покупал Луну. Дело в том, что когда ее начнут осваивать, никто на это обращать внимания не будет - это собственность человечества. Дарить звезду - это такая же совершенно незаконная чушь.
- Наверное, каждый астроном мечтает о том, чтобы какое-нибудь небесное тело было названо его именем?
- Я не мечтаю, - смеется он. - Это вопрос тщеславия, именно этим и объясняется желание известных людей купить себе звезду. У нас, астрономов, совершенно другие цели...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть