4120

Тёлки до Forbes доведут!

Аксакал Ильяс ЕРМАГАМБЕТОВ стал миллионером в богом забытом ауле. Сейчас в его подворье 80 коров и 500 птиц. Пенсионер, который не страшится никакого кризиса, уверен: старикам в городе делать нечего, их место в аулах

- Если пожелаете, дождитесь меня дома, жена сейчас дастархан накроет. Мне просто необходимо немного в сарае поработать, сена накидать и корм птицам насыпать, - говорит Ильяс Ермагамбетов и берет в руки вилы.
На голос хозяина мычащие отреагировали дружным коровьим хором. Видать, проголодались. В аул Бескоспа, что входит в Бестамакский сельский округ Алгинского района, я приехал после обеда. Время зимнее, темнеет уже к пяти часам, поэтому не долго думая предпочел горячему чаю экскурсию по подворью пенсионера.
Признаться, не пожалел. Я, конечно, тоже рос в ауле, и у нас тоже по вечерам доили коров. Но чтобы за полчаса по три коровы! Тем более что у Ермагамбетова их 80 голов!
- Нет, не трудно за скотом ухаживать, - говорит аксакал, словно прочитав мои мысли. - Раньше, конечно, сам со всем справлялся. Но тогда у меня всего-то было 30 голов. А потом я взял субсидии, из Уральска привез племенного бычка, и теперь у меня ровно 80 коров. Так как не успевал, год назад нанял двух помощников. Плачу им по 40 тысяч тенге.
Аксакал живет в большом доме вместе с женой, младшим сыном и снохой. У женщин по осени тоже горячая пора по хозяйству. В то время когда хозяин дома вместе с сыном готовят к продаже 12 коров весом по 150 кг каждая, женщины только и успевают общипывать птиц и стирать пух.
- Что-то этой весной наши слишком много кур, индюков, уток и гусей накупили. 500 птиц! До нового года теперь необходимо всех их общипать, часть мяса на зиму заготовить, часть продать, а из пуха сделать подушки, - говорит хозяйка дома Тогжан ШАМУРАТОВА.
Все дочери у Тогжан-апай давно вышли замуж. На зависть многим постель у невест была полностью из пуха - и подушки, и одеяла. Теперь весь пух бабушка продает в городе. Покупают цеха по пошиву подушек.
- Иногда сама подушки готовлю. На актюбинском базаре отдаю по 2,5 тысячи тенге, - говорит пенсионерка.
У Ермагамбетовых - Шамуратовых шестеро детей, пятеро с семьями живут в областном центре. За зиму дети могут взять у родителей максимум 30 гусей, кур, уток и индюков. Все остальное - на продажу. Гусей и индюков Ермагамбетовы продают за 4,5 тысячи тенге за тушку, утят - за три тысячи.
- Коров сдаем мясозаготовителям. Каждую берут по 150-200 тысяч тенге, - говорит Ильяс Ермагамбетов. - Слава богу, на эти деньги всех своих детей выучил, дал им высшее образование, женил, помог приобрести дома. Думал, когда состарюсь, брошу ухаживать за скотом. Но теперь понял, что это мое призвание. Поэтому взял субсидии на увеличение поголовья. Теперь погашаю кредит, оплачиваю труд чабанов.
Чабаны у Ермагамбетова из местных. В Бескоспе, где проживает чуть больше 300 человек, многие стараются работать на себя или у своих. И это при том, что сам аул расположен в 50 км от областного центра. То есть можно было бы и в город податься. Но люди в советские времена не спешили в областной центр да и сейчас особо не рвутся туда.
- Дело в том, что добраться или выбраться из Бескоспы всегда было трудно. Между аулом и соседним поселком огромный ров, заполненный водой, - говорит директор бестамакской средней школы Канат ДАУЛЕТАЛИН. - По обе стороны этого рва стояли столбы, между ними - протянутый трос, а в воде всегда плавал резиновый круг. И жители, держась за этот трос, в этом резиновом круге переплывали с одного берега на другой.
Все эти годы бескоспинцы просили у местных властей построить мост. Но денег не было. Это, говорит Канат Дау­леталин, в какой-то степени спасло Бескоспу от печальной участи мертвых поселков. Во время развала Союза, когда многие сельчане бросали свои дома и уезжали за лучшей долей в город, бескоспинцы продолжали пасти скот и о переезде даже не мечтали.
- Аул был животноводческим. Когда-то Бескоспу посещал сам первый секретарь ЦК КПСС Никита ХРУЩЕВ! - говорит директор школы. - Село-миллионер, как до сих пор говорят наши старожилы, очень поразило высокий чин. Кругом зеленые луга да пасущиеся коровы. Молоко льется рекой, а в райцентре из него масло готовят. Так что работы хоть отбавляй.
Но потом, увы, всего этого не стало. Развалился Союз, не стало и села-миллионера. Точнее, Бескоспа есть, но былого размаха в животноводстве уже нет.
Зато есть собственные миллионеры. Они тоже, как и Ермагамбетов, занимаются животноводством - держат коров и овец. В Forbes, конечно, их имена не фигурируют. Миллионеры тенговые. Однако этот факт - четыре тенговых миллионера на 300 человек - не мешает ими тайно гордиться акиму Бестамакского сельского округа Тагыбергену ИСЕНОВУ.
Недавно аульный чиновник наконец презентовал небольшой металлический мост, соединяющий Бескоспу с “большой землей”. Очевидцы говорят, что теперь аким исходит невидимым свечением - очень доволен всем и собой.
- А что? - говорит Исенов. - Я миллион раз ходил в областной акимат, говорил им про мост. Мне подсчитали и сказали, что для этого необходимо 10 млн. тенге! Я чуть не упал! В итоге мы всем аулом собирали ненужные, но еще пригодные бетонные плиты, железные балки и металлические листы. Ходили к крупным предпринимателям, они тоже помогли. И вот сами проложили 20-метровый мостик.
Мост действительно получился на славу. Теперь до основной трассы рукой подать.
- Наверное, молодежь в город устремится? - интересуюсь я мнением Ильяса Ермагамбетова.
- Не думаю. В самые тяжелые годы народ не покинул дома и сейчас не уйдет. У нас есть собственная новая школа, амбулатория, мечеть, свет и газ. Видите, сколько новых домов в ауле, и ни одного старого или заброшенного, - говорит аксакал. - У каждого сельчанина есть, как минимум, одна корова в подворье. Свое мясо, молоко, яйца. Так что мост здесь ни при чем.
Впрочем, есть все же две проблемы в благополучной Бескоспе - это отсутствие централизованного водопровода и нехватка келин, которые не боятся огромного фронта работ по хозяйству.

Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе

Поделиться
Класснуть