2976

Наталья СМОЛИНА, учитель: Всё было не зря

В жизни семьи Смолиных многое изменилось, когда их дочка Дарья в младенческом возрасте потеряла слух. Восемь лет назад они бросили все в родном Приозерске Карагандинской области и перебрались в Алматы. Ни работы, ни жилья, зато надежда на то, что Даша сможет слышать и говорить.

Наталья добилась, что Даше одной из первых в Казахстане сделали операцию по кохлеарной имплантации - вживили в череп специальный прибор, который позволяет слышать даже тотально глухим людям. Но операция - это только полдела: после нее требуется научить ребенка распознавать непонятные звуки и понимать речь. Впереди был долгий путь реабилитации, который под силу пройти до конца далеко не всем родителям. Но они не сдавались.
Наталья прекрасно понимала: отдать дочь туда, где учатся глухие и слабослышащие - значит перечеркнуть все, чего они успели добиться за эти годы.
В таких школах не должны использовать жесты, но на самом деле там их хватает. Наталья знала об этом не понаслышке: когда у Даши выявили глухоту, мама получила образование по специальности сурдопедагог и проходила практику в спецшколах для глухих. Поэтому Наталья вместе с родителями других детей с такими же проблемами стала добиваться, чтобы их ребятишек взяли в обычную школу. И хотя об инклюзивном обучении много говорится, но, чтобы в Алматы появился первый инклюзивный класс для детей с кохлеарными имплантами, родителям после изматывающей и бесполезной переписки с различными инстанциями пришлось пригрозить пикетом у здания горакимата. Удивительно, но сработало. В конце августа 2011 года были определены две школы, в которых должны были появиться инклюзивные классы. Радость? Она была, правда, недолгой.
- Никто не хотел брать в свой класс наших детей, хотя в той школе, в которую мы пришли, вместе с Дашей их было всего трое, - вспоминает Наталья. - Я каждый день ходила и спрашивала: “Кто учитель?” - “Никто”. И так практически до 1 сентября. Понимаю,педагоги были в тупике, они не знали, как работать с такими детьми. Боя­лись, наверное. Делать нечего: я сама учитель младших классов по первому образованию, вот и пришлось прийти к директору и предложить свою кандидатуру. Так и стала классным руководителем Даши.
Впрочем, проблемы на этом не закончились, а только начались. Родители учеников, узнав, что вместе с их детьми будут учиться инвалиды, сразу после линейки 1 сентября пришли к директору.
- Тогда они сказали, что их чада не будут учиться с дураками. Я была в шоке, - вспоминает Наталья. - Это было не несколько человек, а 90 процентов родителей. И потом наши отношения оставались напряженными. Все более-менее успокоились лишь тогда, когда поняли, что их дети учатся по той же программе и таким же учебникам, как и все остальные.
А вот сами дети отнеслись к необычным одноклассникам с куда большим радушием. Наталья сразу им объяснила, что Даша и другие ребята плохо разговаривают и пришли сюда для того, чтобы научиться делать это хорошо. Одноклассники все поняли и никогда их не обижали.
Даше уже 11 лет. Сейчас она заканчивает четвертый класс обычной школы № 49 в Алматы.
- Трудно? Трудно, - признается ее мама, а по совместительству - классный руководитель. - Но было гораздо хуже, когда Даша вообще не разговаривала. Я слышала многое: “Не играй с этой девочкой”, “Она заразная”. Поэтому сейчас я даже не обращаю внимания на многие вещи и никогда не стеснялась и не стесняюсь дочери.
Муж Натальи не верил, что можно что-то изменить. Говорил: “Смирись. Такой у нас ребенок”. Но она не могла, потому что в голове всегда сидела мысль: вот Даша вырастет и спросит, напишет, прохрипит - неважно: “Мама, неужели ничего нельзя было сделать?”. А она не найдет слов, чтобы ответить.
Сейчас Наталья понимает, как она была права, когда боролась и обивала пороги больниц и чиновничьих кабинетов. Их девочка нисколько не комплексует, общается со сверстниками, танцует и занимается вокалом. Проблемы с речью, конечно, пока есть: неправильные окончания, предлоги, но все это наживное. Сейчас папа Даши радуется, когда после работы его встречает дочь. Она без умолку щебечет, он ей отвечает. Наталья смотрит на них со стороны и в который раз понимает, что все усилия были не зря...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть