13830

Отец - за сына, сын - за отца

Как Шпекбаев-младший исполнил мечту отца-фронтовика

Меньше десяти лет не дожил до 70-летнего юбилея Победы еще один фронтовик - Жатканбай ШПЕКБАЕВ (на снимке). Командир стрелковой роты 62-й армии старший лейтенант Шпекбаев прошел боевой путь от Сталинграда до Вены, трижды был ранен и чудом выжил после авиа­удара вражеских самолетов в Саратовской области. В это же время в боях под Саратовом смертельное ранение получил его отец Мусахан. Позже санитарки расскажут: Мусахан перед смертью помолился, чтобы его единственный сын и продолжатель рода Жатканбай вернулся в родной аул живым и невредимым. И Аллах услышал его...

Жатканбай-ага вернулся домой лишь в 1947 году. В тот год зам­полит полка сообщил молодому орденоносцу: “Командование направляет тебя в Высшую военную академию - глядишь, генералом станешь”. Но старший лейтенант отказался: он уже знал о гибели отца, в ауле остались мать и младшая сестра. Хотя отцы-командиры настаивали, Жатканбай Шпекбаев подал рапорт на увольнение из армии.
Вернувшись домой, устроился работать в племенной совхоз. В соседнем ауле фронтовика познакомили с Кулиман ИСАБАЕВОЙ, девушка приглянулась Жатканбаю, и вскоре он прислал сватов. Вскоре в семье Шпекбаевых появились дети: сначала родилась Бахыт, за ней - Алтай (на самом деле девочку назвали Алтынай, паспортистка ошиблась, выписывая метрику). После рождения второй дочери Жатканбай-ага заметно охладел к супруге: единственному продолжателю рода Шпекбаевых хотелось сына. И он родился - долгожданный Акылбек, а чуть позже Кулиман-апа вновь обрадовала мужа, подарив ему второго сына Алика. Тогда аульчане недоумевали, почему Жатканбай-ага назвал сына непонятным для казахов чужеродным именем. Ветеран объяснил: так звали его фронтового товарища, погибшего у него на руках. Всего же в семье Шпекбаевых родились восемь детей...
- Отец работал в совхозе, уходил очень рано и приходил поздно вечером. Небольшой огород, единственная корова, несколько куриц - вот источники питания нашей многодетной семьи. Отец с детства приучил нас к труду - старшие дети после уроков трудились в огороде, ухаживали за скотом, убирали в доме и во дворе. Но учеба была всегда на первом месте. Отец говорил: будешь хорошо учиться - станешь тем, кем мечтаешь, - вспоминает Бахыт Жатканбаевна.
Фронтовик понимал, что даже изматывающая работа в совхозе не приносит ощутимых доходов. Жена занималась воспитанием детей, зарплаты Жатканбая-ага катастрофически не хватало - бывали дни, когда нечем было кормить детей. Выход нашла Бахыт: она начала продавать на местном рынке молоко, в доме наконец-то появились деньги. Позже средний сын Алик стал разводить кроликов - зарабатывал по несколько рублей на их продаже. С годами дети подросли. И тут в семью пришла беда: умерла Кулиман-апа - заботливая мама, любимая супруга, прекрас­ная келин...
Жатканбай-ага остался с детьми. Однажды зимой, вернувшись ночью с работы, он увидел, как голодные дети плачут в углу комнаты, закутавшись в корпешки: оказалось, они не смогли растопить печь, дом остыл. Аксакал затопил печь, приготовил ужин и, уложив согревшихся детей спать, долго смотрел на огонь. Он думал о том, как заведующий фермой, соседи и родственники не раз предлагали ему жениться: мол, ты с утра до ночи на работе, кто-то должен заботиться о детях. А еще размышлял: ведь мог же поехать в Москву учиться. Кто знает, может, сейчас носил бы генеральские погоны, жил бы без всяких бытовых проблем... И тут же возражал себе: семья дороже любой карьеры.
Утром Жатканбай Шпекбаев пообещал детям: я сделаю все, чтобы вы ни в чем не нуждались. А самое главное - в нашем доме не будет чужой женщины, которую вам пришлось бы называть мамой. Фронтовик перешел на работу в другой колхоз, где платили больше. С годами построил для детей большой дом, старшие дочери вышли замуж, сыновья создали свои семьи. Жатканбай-ага стал пенсионером. Но аксакал в последние годы жизни часто печалился: не суждено мне выполнить сыновний долг - разыскать могилу вашего деда Мусахана.
- В послевоенные годы у нашей семьи не было средств на эти поиски. Мы выросли и стали работать, но отец уже был в годах и не мог поехать в Саратов. И все же его мечта сбылась. Однажды Алик поехал в командировку в Западный Казахстан и встретился там с коллегами из России. Они помогли ему найти могилу деда, оттуда он привез горсть земли. Радости нашего отца не было предела! - продолжает Бахыт Шпекбаева.
Еще одну радость аксакал испытал в мае 2002 года, когда из Астаны позвонил Алик ШПЕКБАЕВ, тогдашний начальник ГУВД Алматинской области, и сообщил: глава государства вручил ему погоны генерал-майора. Жатканбай-ага тогда прослезился: сын сделал то, чего не удалось ему - стал генералом!
- Мы глубоко уважали мнение, заботу, любовь отца, посвятившего себя детям и внукам. Было трудно, отец сумел дать всем высшее образование. Сейчас в нашей многодетной семье - три кандидата наук, из них один профессор, еще трое - на госслужбе, и у одной сестры собственный бизнес. Самая большая гордость отца - Алик, зампредседателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Кроме десятка медалей его китель украшают ордена “Айбын”, “Дањќ” и “Парасат”. Нас радует, что Алик продолжил традиции отца и деда - служить своему народу и Отечеству, - резюмировала Бахыт Жатканбаевна.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть