5127

Взлёт разрешаю

Погулять по салону можно лишь тогда, когда он пустой.

Один день из  жизни... пилота гражданской авиации

Тимур СЕКЕРБЕКОВ - второй пилот. Ему 22, в профессиидва года - за это время успел налетать чуть больше 1000 часов.

8.00 Тимур просыпается, собирается и, взяв небольшую сумочку (на внутренние рейсы вещи с собой вообще не берут, только документы, на международные - только самое необходимое), открывает дверь своей квартиры. Его неизменно провожает мама - для нее это привычный ритуал, который повторяется уже много лет. Отец Тимура тоже летчик - точно так же уходил и до сих пор уходит в рейс. Мама Тимура не имеет ничего общего с небом, она инженер, его невеста тоже - девушка работает в офисе. Наверное, это и к лучшему, ведь когда в семье летают оба супруга, неизменно возникают проблемы. Хотя романы и браки, которые в прямом смысле заключаются на небесах, в авиакомпаниях не запрещены и таких пар хватает, но по правилам пилоты-родственники (отец и сын или муж и жена) не могут быть включены в один экипаж. Да-да, именно муж и жена. В последнее время девушка за штурвалом перестала быть чем-то диковинным, с каждым годом летчиков в юбке становится все больше.
- Вы бы взяли вторым пилотом женщину?
- Без проблем, не вижу в этом чего-то особенного. Вместе со мной учились несколько девушек, некоторые из них так лихо со всем управлялись, что можно было только позавидовать.
…Кстати, сейчас в авиакомпании, в которой работает Тимур, несколько девушек-пилотов. На летном тренажере, где мы побывали, навыки пилотирования отрабатывала целая группа небесных прелестниц. Кто-то из них сможет стать и командиром воздушного судна, правда, для этого придется налетать более шести тысяч часов - а это 250 суток, проведенных в небе. В среднем же пилот сидит за штурвалом около шестидесяти часов в месяц.
10.00 Тимур приезжает на работу примерно за час пятнадцать минут до вылета - так принято. Идет на специальный брифинг, на котором определяется план полета и выдается вся необходимая информация, о погоде, например, а потом отправляется на медицинский осмотр: алкотест, давление, температура.
- Пьяный пилот может просочиться на борт?
- Нет. Правда, за границей нет такого понятия, как медосмотр перед вылетом. Его проводит сам командир, именно он проверяет состояние экипажа.
- А если командир сам принял на грудь?
- Такого быть не может. Это все из области баек.
Допустим. Но уж пассажиры навеселе - это современные реалии. На рейсах казахстанских авиакомпаний нет специальных сотрудников, которые летают под видом простых пассажиров, а в критический момент обеспечивают порядок в салоне. Приходится обходиться силами бортпроводников. Они, и девушки в том числе, владеют приемами, при помощи которых можно обезвредить дебошира, знают, как его правильно привязать и заставить успокоиться.
- Обычно все происходит достаточно банально: подвыпившие мужчины пристают к одиноким женщинам, - говорит Тимур. - Заканчивается все тем, что бортпроводник просто просит его успокоиться.
- А в кабину ломятся?
- До нее еще нужно дойти, а это практически невозможно. Попытки пресекают еще на подходах. Почти половина нарушителей - курильщики - чаще всего они летят в Актау, Стамбул и Тбилиси. Каждый четвертый проблемный пассажир оскорбляет бортпроводников, а около пяти процентов угрожают им расправой.
Все пилоты летают на множестве рейсов - внутренних и международных, каждый раз в новом экипаже и почти всегда на разных самолетах. Никто из них не может сказать, сколько рейсов у него будет в месяц - загруженность тоже меняется. Бывает, что они отсутствуют дома неделями, а случается, наоборот, вылетов почти нет.
…И пилоты, и бортпроводники раз в год проходят специальные курсы по взаимодействию в экипаже. Потом на психологическую совмести­мость их никто не проверяет. Они, конечно, могут отказаться лететь вместе по причине личной неприязни - ну мало ли чего, девушку не поделили, но по этому факту обязательно проведут внут­реннее расследование.
11.15 Рейс Алматы - Актобе. Время полета около двух с половиной часов. Для пилота это не­много. Бывают маршруты гораздо продолжительнее - например, самый длинный в столицу Малайзии Куала-Лумпур длится восемь с половиной часов. Набирая определенную высоту, летчики включают автопилот, который выдерживает все параметры самолета. Это не значит, что они в этот момент могут поспать или поиграть с напарником в шашки. Оба - командир и второй пилот - следят за показаниями приборов. Расслабиться - перекусить или попить кофе, конечно, можно, но не более того. Выйти в туалет разрешается, но в Казахстане уже несколько лет действует правило двух пилотов: если одному нужно отлучиться, в кабину заходит кто-то из бортпроводников, дверь плотно закрывают, чтобы никто из пассажиров не мог зайти в кабину. Когда пилот возвращается на место, бортпроводник уходит.
13.45 Приземление в Актобе. Все идет по плану. Пассажиры медленно вытекают из самолета. Кстати, летчики, как правило, не знают, кто летит на борту. Общаться со звездными пассажирами и сильными мира сего - удел стюардесс. Например, Тимур вспоминает: он узнал о том, что вез из Алматы в Астану американскую певицу Николь ШЕРЗИНГЕР, лишь через пару часов после того, как завершился рейс.
14.00 Снова брифинг, на котором обсуждается план обратного маршрута. На внутренних рейсах на посадку пассажиров и подготовку самолета дается час.
15.00-17.30 Самолет вылетает обратно в Алматы. Приземление. В аэропорту Тимур подходит к специальному аппарату, подносит к нему карту и регистрирует свой прилет. Он сдает всю документацию, связанную с полетом, и ждет развозку.
…Пассажиры часто спорят, какой маневр более сложный: взлет или посадка. На самом деле ни то ни другое - все сугубо индивидуально и зависит от множества факторов. К тому же каждый пилот относится к этому по-своему:
- Для меня более сложен взлет, - признается Тимур. - Ведь мы не летаем все время на одном и том же самолете, они постоянно чередуются. К судну невозможно привыкнуть, как к своей машине. То, каким будет полет, зависит от множества факторов: допустим, от количества пассажиров в салоне и багажа. Поэтому, когда садишься, ты уже знаешь некоторые особенности самолета, все-таки ты на нем уже пролетел два, три, а то и пять часов. А вот когда взлетаешь...
18.20 Дорога домой. Еще один день закончился. Можно вспомнить, как все прошло.
…Кстати, пилоты, которые летают на “боингах”, не слышат, как после посадки им аплодируют пассажиры, насладиться этим могут лишь те, кто управляет аэро­бусами.
- Нам об этом потом рассказывают бортпроводники. И это очень приятно. Так что, если есть желание, аплодируйте - для нас это очень важно, - смеется Тимур.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть