Не самый геройский поступок
Жителя Усть-Каменогорска ветерана Николая ШЕЛЕХОВА позвали в Германию.
Позвал человек, которого он мог убить. Который, будь у него оружие, убил бы самого Шелехова.
Прошло 70 лет.
Война давно уступила место миру. Солдат вермахта, которого однажды пощадил Шелехов, решил отдать тому долг. Сказать слова благодарности. А ветерану благодарности не нужны.
- Жизнь - это не та штука, за которую можно отблагодарить, - говорит Николай Александрович. - Пусть живет и помнит...
Николай Шелехов не умеет рассказывать о войне. И громкое слово “подвиг” не произносит никогда. Говорит: “Воевал”. Под Москвой, под Курском. Что вам еще рассказать?
О том, как воевал солдат Шелехов, свидетельствуют награды - орден Отечественной войны 2-й степени, медали.
Он родился 13 апреля 1922 года в Алтайском крае.
Когда провожал на службу в армию старшего брата, и думать не мог, что никогда больше не увидит его. 1941 год всю жизнь перевернул.
Его тоже призвали в первый год войны.
Шелехову довелось участвовать в самых кровопролитных сражениях - под Москвой, на Курской дуге. Были ранения - и снова вставал в строй. По сей день удивляется, как в этой кровавой мясорубке удалось сохранить чувство жалости к людям.
***
Отчетливее всего Николай Шелехов запомнил на войне людей, вместе с которыми сражался. И которых потерял.
Ранение. Полевой госпиталь. Москва - больничные палаты.
Череда бесконечных серых дней. Серый потолок с трещинами, напоминавший причудливую карту. Серые халаты медсестер (не до белоснежной чистоты было). Серые, угрюмые лица вокруг. Серый лист бумаги. Карандаш.
- Я писал родственникам, особенно брату, - вспоминает фронтовик. - Во время войны узнать о ком-то было сродни чуду - вести доходили очень долго. Связи практически никакой не было - только военная почта.
Прикованный к больничной койке Николай Шелехов писал брату одно письмо за другим.
Хотел верить, что тот жив. Дни шли за днями, а новостей от родственника так и не было.
Так прошло несколько месяцев... Врачи сказали молодому солдату: ты теперь не боец - рука серьезно повреждена, хорошо хоть жив остался. Держать оружие не сможешь.
Шелехов погоревал, попросил было оставить его на фронте, да куда там - молодого парня отправили в тыл работать на заводе.
...Уже в 1944-м Николай получил письмо от брата.
Обрадовался, залпом прочел послание на мутноватой бумаге.
А под конец заплакал.
- Никогда не давал волю чувствам. Даже в самые страшные моменты, а тут будто подменили, не сдержался, - объясняет ветеран.
В письме говорилось, что брат Николая Шелехова получил ранение. Что он геройски сражался и попал в госпиталь... Тот самый, в котором лежал Николай. В то самое время, когда он же там и находился. Ирония судьбы - братья лежали в соседних палатах. Но так и не встретились.
Не встретились больше никогда.
- Я бы все отдал, чтобы вернуть то время, найти брата и увидеть его еще раз. Но судьба распорядилась иначе, - с грустью продолжает Николай Шелехов. - Из нас двоих домой вернулся только я...
***
Первое время после войны мужчина работал кузнецом в колхозе.
- Профессия достойная, далекая от войны. Знаете, большинство тогда выбирало такую работу - чтобы никакого оружия, никакой опасности, только труд до изнеможения...
Любовь свою молодой человек нашел там, где не ждал - в соседской квартире. Вернулся с фронта - увидел дочку живущих рядом знакомых. Любовь с первого взгляда. Сосватали молодых уже на следующий день.
- Знаете, это было после войны, - рассказывает супруга фронтовика Александра Семеновна. - Не все тогда еще поняли, что мир будет долгим. Люди просто боялись недополучить, не успеть. Не было времени на все эти долгие расшаркивания. Мы увидели друг друга и полюбили. А что еще нужно?
В будущем году ветераны отметят 70 лет совместной жизни. Так совпало: в этом году - юбилей Победы, а следом юбилей любви.
Благодатная свадьба - редкость необычайная. На вопрос, как пенсионерам удалось сохранить свои отношения на срок человеческой жизни, Александра Шелехова улыбается:
- А я всем и всегда говорю, что мне 16. Да и Коле тоже. Молодые мы еще, любим все новое и стараемся не отставать от молодежи. Никакого секрета тут нет. Нужно просто хорошо понимать друг друга...
***
Несколько лет назад с экрана телевизора Николая Александровича позвали в Германию.
Немец, которого Николай Шелехов видел один раз в жизни, просил его о встрече. И благодарил за спасение.
Было это так.
Близкие Шелеховых смотрели программу “Жди меня”.
- Я бы хотел найти человека, которого видел всего раз в жизни, - рассказывал через переводчика бодрый немецкий старикан. - Он, можно сказать, спас мне жизнь. В ситуации, когда он мог меня убить, проявил сострадание и пощадил. Я своей жизнью обязан ему - у меня же дети, внуки. Тогда была чужая война, мне понадобилось много времени, чтобы это осознать и понять подвиг этого неизвестного солдата. И теперь я хочу найти его.
А дальше бывший бравый вояка вермахта рассказал историю, известную всем близким Николая Шелехова.
- Курская битва! Вам никакой учебник истории не расскажет, какая там была жуть, - вспоминает ветеран. - Самое большое танковое сражение за все время - так сейчас пишут. Но сколько там людей погибло... Будто вчера это было, помню, густой туман. Я в дозоре. Слышу, кто-то приближается осторожно. Силуэты вокруг - то ли деревья, то ли люди - не видно ни зги. И вдруг выныривает из “молока” человек. Немец! Совсем мальчишка, глаза испуганные, отбился от своих. Я тут же схватился за ружье, кричу: “Стой! Стрелять буду!”. А он как вкопанный замер и смотрит на меня, глаза как блюдца сделались. Оружия нет, дрожит. Сын ведь чей-то. Не знаю почему, я оружие тогда опустил... Он стоял еще несколько мгновений. Поверить не мог. А потом как сиганул...
...Точно такую же историю немец рассказал на программе “Жди меня”. Предложил встретиться, звал в Германию.
Ветеран Третьего рейха хотел остаться благодарным.
- Вы нашли этого немца? - спрашиваю у фронтовика.
- Нет, даже не собирался, - лукаво улыбается Николай Шелехов. - Пусть и дальше меня ищет.
- Но как же, он ведь преисполнен чувства благодарности к вам. Вы ему сохранили жизнь!
- Это была война. По тем временам я совершил не самый геройский поступок. Да и брататься с человеком, который по нашим стрелял, мне не хочется. Не друг он мне. Враг. И всегда им останется. А то, что жив и здоров, молодец...
Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск