Живу и помню
Алматинка Наталья ФИЛИППОВА-РУТТЕР (на снимке) свято хранит память о своем отце, которого никогда не видела. Так уж вышло, что дочь родилась за несколько дней до смерти фронтовика, в далеком 1942-м. Долгое время он считался пропавшим без вести. И только спустя 30 лет его жена Вера ЗАГУРСКАЯ нашла упоминание о своем муже Анатолии ФОМИНЫХ (на снимке) в книге советского писателя Сергея Смирнова “Рассказы о неизвестных героях”.
Среди них был и рассказ “Подземная крепость”, который повествовал об обороне Аджимушкайских каменоломен в Керчи. В мае 1942-го группа советских войск под командованием полковника Павла Ягунова приняла на себя основной удар со стороны фашистской армии и смогла обеспечить эвакуацию более 140 тысяч солдат на Таманский полуостров. Оставшиеся бойцы и гражданское население укрылись в Аджимушкайских каменоломнях, не предполагая, что им придется провести там 170 дней. О том, какими тяжелыми были эти дни, пишет один из героев рассказа “Подземная крепость” политрук Александр Сариков в своих дневниках: “Ночь прошла очень беспокойно... Враг остервенел совершенно. Рвет катакомбы, засыпает проходы, стреляет куда попало из минометов и артиллерии, но нам хоть бы что. Только вот с водой дело ухудшилось совершенно... Хотя бы по сто граммов - жить бы можно, но дети, бедные, плачут, не дают покоя. Да и сами тоже не можем, во рту пересохло, еду без воды не приготовить. Кто чем может, тем и делится. Детей поили из фляг по глотку, давали свои пайки сухарей. В эту ночь мне не пришлось спать. Вместе с комиссаром Верхутиным, комбатом Пановым, начштаба Фоминых дежурили у проходов. Сменившись, несмотря на суету, взрывы, я решил отправиться поспать. Прежде чем заснуть, я всегда вспоминал свою родную станицу...”.
По словам Натальи Анатольевны, ее мама купила сборник рассказов случайно, даже не догадываясь, что найдет там известия, которых ждала полжизни. Вера Кирилловна просто читала книги о войне - все-таки она отняла у нее мужа. История любви у них была красивая и трагическая, как в фильмах того времени.
Анатолий Фоминых родом из Семипалатинской области, воевал на Халкин-Голе. После демобилизации в январе 1941-го приехал в Алма-Ату, где устроился работать инструктором райкома партии. Здесь и встретил свою нареченную - выпускницу школы Веру, тогда еще под фамилией Горкушенко. Свадьбу сыграли 21 июня. А утром началась война... Казахстанские добровольцы рвались на фронт, но их просили подождать. “Навоюетесь еще”, - отвечал военком каждому добровольцу. Анатолий ушел на фронт только в январе 1942-го. Приехав в Москву, он получил назначение на Крымский фронт.
Молодая жена, прожившая с мужем чуть больше полугода, за время войны получила от Анатолия три коротких письма и телеграмму. Последнее письмо от мужа пришло 13 мая 1942 года: “Сегодня ночью переправляемся в Керчь. Пролив сильно бомбят. Впечатление жуткое. Жив буду - не помру. Твой Толя”.
Примерно из 10 тысяч человек подземного гарнизона живыми остались только 48. Среди них не оказалось Анатолия Фоминых. А
28 августа того же года на свет появилась его дочь - Наталья Фоминых.
Жизнь продолжалась. Вера Кирилловна вышла замуж во второй раз, стала Загурской, родила двоих детей. Но поисков известий о первом муже, пропавшем без вести, не оставила. И когда прочла книгу Смирнова, написала ему письмо, но не успела получить ответ - писатель умер. Письма его читателей продолжили жить и попали в Керченский музей.
Сотрудники музея долго искали Веру Загурскую, и в 1984-м она приехала к ним. С тех пор это стало доброй традицией. Каждый год, пока позволяли здоровье и средства, Вера Кирилловна ездила в места былых сражений - в Керчь, на Аджимушкайские каменоломни. И видела своими глазами, как увековечивают память бойцов подземного гарнизона: в 1966 году в Керчи создали подземный Музей обороны Аджимушкайских каменоломен, а еще через 16 лет воздвигли мемориал. Об обороне тех мест Лев Кассиль написал повесть “Улица младшего сына”, а по повести Алексея Каплера “Двое из двадцати миллионов” сняли фильм “Сошедшие с небес”.
А вот Наталье Филипповой-Руттер так и не довелось побывать на местах сражений и гибели отца. Как-то не получалось - то дети маленькие, то работа, то нехватка средств.
- Пару лет назад, когда мама была еще жива, президент Нурсултан Назарбаев предложил организовать поездки родственникам погибших на места захоронения. Мы не смогли поехать, ведь до сих пор не известны точная дата смерти и место захоронения отца.
Однако Наталья Анатольевна не оставляет надежды когда-нибудь побывать в Аджимушкайских каменоломнях. Неважно, что она видела отца только на фотографиях. Важно, что он дал жизнь ей, а она - своим детям и внукам. Значит, род Фоминых продолжает жить вопреки всем разрушительным войнам.
- В преддверии Дня Победы так часто повторяют: “Вечная слава героям!”. Но ведь героев не только производят старшие по званию. Героями условно называют и неизвестных солдат, и тех, кто не вернулся с войны. Разве отсутствие звезд означает отсутствие подвигов? - тихим голосом вопрошает Наталья Анатольевна.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из личного архива Натальи ФИЛИППОВОЙ-РУТТЕР, Алматы