5161

Как отчим Булгакова мою маму от смерти спас

Сагындык Ордабеков в музее областной больницы.

Оказывается, в Таразе жил и трудился отчим выдающегося русского писателя Михаила БУЛГАКОВА, автора“Мастера и Маргариты”, “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”. Звали его Иван Павлович ВОСКРЕСЕНСКИЙ, и был он (как и его знаменитый пасынок по первой специальности) доктором.

Об этом мне рассказал заместитель главврача Жамбылской областной больницы, доктор медицинских наук Сагындык ОРДАБЕКОВ.
- На эту фамилию я обратил внимание, собирая материалы для книги об истории здравоохранения Жамбылской области, - рассказывает профессор Ордабеков. - Она мелькала в рукописных воспоминаниях коллег и отзывах больных, и все характеризовали доктора Воскресенского как исключительного диагноста и добрейшей души человека. И вдруг ко мне приходит профессор кафедры филологии и русского языка ТарГПИ Апутан ШУКАНОВ с вопросом: правда ли, что в нашей больнице работал вначале рядовым терапевтом, а затем заведующим отделением отчим писателя Михаила Булгакова? Меня эта новость ошеломила, и я занялся поиском информации о докторе Воскресенском.
- Иван Павлович, врач по профессии, появился в булгаковском доме в 1906 году в связи с болезнью отца семейства Афанасия Ивановича и после его смерти остался с Булгаковыми навсегда, сделавшись другом семьи, - продолжает профессор Ордабеков свой рассказ. - Вот как описывается он в литературных мемуарах: “Доктор Иван Павлович Воскресенский - один из тех русских врачей, которые, будучи вызваны в бедную семью, не только за визит не брали, но еще оставляли деньги на лекарства…” - пишет о нем литературовед и известный булгаковед Лидия ЯНОВСКАЯ. Тридцатилетний доктор Воскресенский сильно привязался к жене покойного Афанасия Булгакова, у которой было семеро детей и которая была на семь лет старше его. Она ответила ему взаимностью: в 1918 году они поженились. Молодые Булгаковы с глубоким уважением относились к отчиму, что подтверждается адресованным ему письмом младшего брата Михаила - Николая, датированным 1922 годом: “С Вашим образом у меня связаны самые лучшие, самые светлые воспоминания как о человеке, приносившем нашему семейству утешение и хорошие идеи доброго русского сердца и примеры безукоризненного воспитания”.
А вот сам Михаил, судя по воспоминаниям его первой жены Татьяны ЛАППА, этого восторга не разделял: “…Михаил все возмущался, что Варвара Михайловна с Воскресенским… Конечно, дети не любят, когда у матери какая-то другая привязанность… Он прямо говорил мне: “Я просто поражаюсь, как мама затеяла роман с доктором”. Очень был недоволен…”. Между тем именно доктор Воскресенский излечил Михаила Булкакова от развившейся у него морфиновой зависимости (писатель начал употреблять морфий с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, принятый им из-за опаски заразиться дифтерией после одной из проведенных операций). Он посоветовал каждую дозу морфия разбавлять дистиллированной водой во все большей пропорции, и в конце концов наркозависимость была побеждена. Редкий, между прочим, случай в медицине!
Мы с профессором Ордабековым отыс­кали-таки в Таразе двух современников Ивана Павловича: коллегу и одного пациента.
Заслуженный врач Казахской ССР Евгения Львовна КОНСТАНТИНОВА (на снимке), которой сейчас 88 лет, познакомилась с доктором Воскресенским в 1951 году, когда она, молоденькая ординатор, пришла работать в облбольницу хирургом.
- Воскресенский в тот период заведовал терапевтическим отделением, - вспоминает Евгения Львовна. - Очень грамотным специалистом был. Мы, молодежь, все время консультировались у него. Тогда ведь не то что УЗИ, простого рентгена не было, развернутый анализ крови даже не делался, оборудование - самое примитивное. И потому на первый план выходили интуиция и медицинские знания. В этом Воскресенскому не было равных! К больным относился душевно и чутко, особо сложных посещал на дому. Что-то было в нем чеховское, может, эта его стройность, бородка, очки, но, скорее всего, внутреннее состояние. Такой же был интеллигент, я бы даже сказала, аристократ. Со всеми только на “вы”! А ведь он сюда был сослан. Но никогда не рассказывал об этом. Потом Воскресенский заболел, у него выявили саркому бедренной кости, и он лечился в нашей же больнице - ему выделили отдельную палату и специальную медсестру по уходу. А вот в каком году он умер - уже и не помню…
А единственную на сегодняшний день отыскавшуюся пациентку доктора Воскресенского я обнаружила… в собственной квартире. Ею оказалась моя мама Любовь Федоровна ВЫБОРНОВА!
- В апреле 1961 года у меня появились боли в сердце, - вспоминает мама. - Никакие лекарства не помогали. И тогда родственница привела к нам домой врача по фамилии Воскресенский, который жил на нашей же улице Пушкина. Пришел высокий седой доктор, послушал сердце, прописал лечение. И затем приходил регулярно.
- Как частный врач? Сколько, интересно, он брал за визит по тем деньгам?
- Нисколько! Лечил абсолютно бесплатно и даже бы, наверное, оскорбился, предложи я ему деньги. Тогда это было не принято. Наоборот, он сам приносил тебе конфеты в качестве “лекарства”. А однажды забыл. Так ты подошла к нему - тебе полтора года было - и начала усиленно кашлять, изображая потребность в “лекарстве”. А потом возьми да и скажи: “Дедушка Ленин, на тебе конфетку!” - перепутала “дай” и “на”. Иван Павлович долго смеялся и после этого случая “лекарство” для тебя уже не забывал! Так он навещал меня еженедельно месяца два (болезнь отступала медленно), а потом сам заболел, и его визиты прекратились. Говорили, что у него что-то очень серьезное с ногой. В моей памяти он так и остался всезнающим, внимательным, чутким - человеком, который меня спас.

Варвара Михайловна (мать Булгакова) и Иван Воскресенский.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть