1833

Роза - для сада, солнце - для дня

О чем мы говорили?
О любви.
Недавно привезли женщину в жутком трехмесячном запое. Вонь, грязь, неприятное зрелище. Светлана ПАРСАЛИДИ говорит, что побрезговала поначалу. Это, наверное, понятно всем. Мне тоже неприятно ездить в общественном транспорте рядом с бомжами, от которых за версту несет мочой и немытым телом. Я выскакиваю на следующей остановке. А Светлана сказала своему помощнику, чтобы он затопил баню, и в горячей воде сама отмыла неухоженную пьянь. Та в приюте пришла в себя окончательно через три дня. Чистенькая теперь, вся такая аккуратненькая ходит, за детишками приглядывает.
При чем тут любовь?
При всем, утверждает Светлана.
Ну да. Одно дело философствовать о любви к человечеству. Другое - проявлять ее на деле.

Три года назад Светлана с любимым мужем решила вечером посидеть в кафе рядом с домом. У него много работы, у нее - вечный завал, пообщаться некогда. Приехали домой пораньше, любимый начал о чем-то рассказывать, а Светлана остановила его: давай дойдем до кафе. Они стояли у пешеходного перехода, как вдруг муж оттолкнул ее в сторону. Ей потом рассказали очевидцы: КамАЗ ехал прямо на нее, а Александр спас ей жизнь. А сам при этом погиб. Люди после говорили, что ее любимый жил как ангел и ушел как ангел.
Водитель грузового авто перепутал педали тормоза и газа.

Как они жили? Счастливо! Светлана приходила в приют и говорила женщинам:
- Вы видите, как я счастлива? И у вас будет счастье, надо только его дождаться.
Женщины знали, что Александр - второй муж Светланы. С первым она прожила 13 лет. Это были годы, похожие на ад.
Она прибегала к маме зимой в одной ночной рубашке, а та говорила: иди домой, это твой муж… И она возвращалась туда, где ее били.
Когда в очередной раз после побоев женщина попала в больницу, соседка отвезла ее на экспертизу, и Светлана подала заявление в полицию. Мужу объяснили, что ему грозит от двух до шести лет заключения. В такой ситуации ему было проще согласиться на развод и уехать.
- Я шла из суда и танцевала всю дорогу. Меня встречали знакомые: “Ты что?” - “Я развелась!” - радостно отвечала я, - вспоминает Светлана.
Первого мужа она простила. Даже благодарна ему, говорит. Благодаря его “урокам” она теперь как никто другой понимает, как тяжело женщинам, которые к ней попадают после домашней тирании.
- Со мной не было рядом человека, который бы сказал: уходи, бросай. Меня с тремя детьми некому было поддержать. Поэтому сейчас я поддерживаю женщин, - говорит Светлана. - Конечно, вначале у меня была обида на первого мужа, а теперь я благодарна: если бы не было той ситуации, я бы, может, не понимала других женщин… Я могу говорить женщинам, которые остались на улице и без поддержки: “Я смогла выжить, и вы сможете”.

Развелась с первым мужем Светлана в 33 года. Трое детей. Никто не унижает. Наслаждайся свободой. А она...
- Я, можно сказать, кричала: “Господи, неужели я так и умру, не зная, что такое любовь?” - вспоминает. - Через три недели после развода, это было в августе, меня вытащили на день рождения. И я с радостью пошла, я же просидела 13 лет дома, на улицу боялась выйти, боялась с кем-то поздороваться, старухой глубокой себя чувствовала. Постоянно в синяках.
Александр пригласил меня на танец. И все. Мы часа три, пока не ушли из ресторана, разговаривали, нас невозможно было разорвать. Он в тот же вечер сделал мне предложение выйти за него замуж. Я пришла домой и задала Богу вопрос: “Ты шутник, что ли? Это же пацан, на 11 лет младше меня…”.
Мой папа его палкой гнал: “Ты что делаешь? Ты в болото лезешь, у нее трое детей”. Мать его не соглашалась. Меня всяко пугали, я его гнала. Катастрофа. А его отец сказал: “Я теперь за Сашу спокоен, свадьба будет в ресторане”.
Я узнала, что такое любовь. У нас родились трое детей. И через 25 лет любимый ценой своей жизни спас меня. Первое время я жить без него не хотела. После его гибели в больнице 40 дней лежала. Вся черная была, сотрясение было, думали, что глаз потеряю, но меня это не волновало. Когда мне выписали сильные антидепрессанты, я вечером выпила одну таблетку и потом решила все оставшиеся выкинуть. Выходила из депрессии очень долго. Это такое состояние, когда можно дойти до самоубийства.
Но я сразу же сказала полицейским, что прощаю водителя.
Дети прибежали в больницу: “Мама, папа где?”. Я сказала: “Папа ушел”. Они упали на пол и орали, как раненые звери. Этот крик до сих пор у меня в ушах. Конечно, они тогда не понимали, почему я простила... Я не хотела этого человека видеть, не хотела с ним разговаривать. Приходила жена водителя, родственники, говорила им: “Я прощаю, вы не плачьте”. Соседи рассказывали: на похоронах родственники водителя стояли коридорчиком, их было человек 12, и всем, кто проходил мимо них, без конца повторяли: “Простите нас, простите нас...”.
Я не знаю, как зовут того водителя
КамАЗа, не знаю его фамилии, у меня сердце свободно от ненависти и обид.

Светлана показывала фото женщины, которая первой прошла через приют. Говорит, что обида на мужа и родственников съела красивую женщину. Женщина умерла от рака.
Светлана просила ее:
- Прости всех, отпусти с миром.
А та отвечала, что ненависть сильнее.
Женщин, которые проходят через приют, Светлана учит прощать.
Иногда происходят удивительные вещи. Молодая беременная женщина просила убежища в ее приюте, хотела после родов отказаться от ребенка прямо в лечебном учреждении. Родителям боялась сообщать - в аулах на юге страны ребенок, рожденный незамужней женщиной, до сих пор большой позор для семьи.
Светлана девушку приняла. Вела с ней задушевные разговоры и переговоры с родителями по сотовому телефону вела. Осторожно, не наседая, тактично, мягко, с пониманием. Когда сообщила, что у них родилась внучка, приехала мама и пожила вместе с дочерью и внучкой в приюте, потом приехала сестра. Тоже погостила. Вскоре появился дедушка малышки, и приехал он за своими кровинушками с нотариально заверенной бумагой, что отписал свой дом внучке.

Идея о приюте для женщин появилась у Светланы, когда в 1996 году ее выбрали председателем союза многодетных матерей Жетысуского района южной столицы. К ней, маме шестерых детей, стали обращаться женщины с просьбой: помогите устроить детей в детский дом, готовы отказаться временно. Но мы-то с вами знаем: ничего нет более постоянного, чем временное. И тогда Парсалиди решила, что нужен приют в виде семейного дома, где женщина могла бы находиться до тех пор, пока не придет в себя, пока не полюбит своего ребенка так, что ради него готова будет работать и стремиться всем обеспечить свое чадо.
Рядом был Александр, который ее всегда поддерживал.
С любимым можно горы свернуть.

Светлана рассказывает:
- Полтора года назад пришла с детьми на кладбище, принесли цветы. Стою, и такая глупая мысль приходит: хоть бы позвонил... Пришла домой, конечно, поплакала и спать с этим легла. Утром телефон подал звук, что пришла эсэмэска. Говорю дочери: “Посмотри”. Она: “Мама, я ничего не понимаю...”. Читаю, детская такая эсэмэска, простая: “Роза - для сада, солнце - для дня, а ты - для меня. Я люблю тебя, ты ничего не бойся, мы все это пройдем, ты знаешь, что мы всегда будем рядом”. Я в таком шоке была! Понимаю, что кто-то, отправляя сообщение, ошибся номером, я же вижу, с какого номера пошел звонок. Я не стала звонить. Зачем? Я получила сообщение тогда, когда его ждала, не раньше и не позже. Может быть, это Саша постарался?! Какие-то вещи сверхъестественные.

- К нам батюшка приезжал, хорошо встретились, мои женщины поговорили с ним. А потом он меня спрашивает: “Вы что исповедуете?”. Я ответила честно: “Любовь исповедую”.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть