Как папа привёз для своих детей маму
Об Аскаре КАТАЕВЕ наша газета впервые рассказала девять лет назад (см. “Без неё”, “Время” от 2.3.2006 г.). Потом о нем еще писали многие СМИ. Ни разу - по инициативе самого Аскара, но он не отказывался от встреч с журналистами.
- Вы поднимаете такую важную тему, - говорили ему.
Иногда и слово “герой” говорили.
Аскар ничего героического в себе не наблюдал, просто жил как заведенный до предела механический будильник. Утром надо было отнести няньке крошечную дочку, потом добираться через весь город с пересадками на работу, после смены бежал в “Дом надежды”, чтобы обнять троих детишек, двоих сыновей и дочку. Те прижимались к нему крепко-крепко и не задавали лишних вопросов. Мужчина тоже больше молчал. Им просто надо было хоть на секунду в день встретиться, чтобы набраться сил жить дальше.
Потом в дверях появлялась директор Сандугаш ЖУАНЫШБЕКОВА и, улыбаясь, говорила:
- Дети, давайте отпустим папу.
Если бы Сандугаш Смаковна хотя бы раз выпустила наружу то, что испытывала, глядя на то, как торопливо папа обнимал на прощание детишек и как они не хотели отпускать его, то это был бы всплеск эмоций, состоявший из женского плача-причитания.
Папа убегал, ему еще с пересадками надо было добираться к младшей дочери, купить по дороге памперсы, детское питание, звонить врачам, договариваться о массаже для ребенка... А Сандугаш Смаковна звонила очередному журналисту:
- Хочу рассказать вам о мужчине, который не бросает на произвол судьбы своих четверых детей. Они с супругой снимали жилье, мечтали о будущем для своих детей, все дети у них желанные, но во время четвертых родов мама умерла. Мы в “Дом надежды” хотели взять на время, пока папа не создаст условия, всех четверых детей, но младшая оказалась настолько слабой, что ей необходим домашний уход.
Сандугаш Смаковна не думала, что рассказывает о подвиге отца - она думала о том, что публикации в газетах, если они будут, помогут им стучаться в двери кабинетов чиновников разных рангов. Чтобы Аскару выжить с четырьмя маленькими детьми, для начала нужна была квартира.
Никто не заставлял Сандугаш Смаковну помогать придавленному горем мужчине. Ее профессиональная деятельность и так предполагает невероятную душевную отдачу и постоянные нервные перегрузки, ведь если ребенок попал в “Дом надежды”, то это уже значит, что папа или мама малыша испытывает не лучшие времена и родительские чувства нуждаются в поддержке.
В общем, если бы директор не обивала пороги чиновников, не напоминала им о маленьких детях и их в то же время беззащитном папе, то ее бы никто не осудил...
Аскар не расставался с фотокарточкой жены, он ее любил и к горю пытался привыкнуть. Вокруг все говорили: тебе нужно жениться, детям нужна мама. Аскар не сопротивлялся. Ему надо было жениться - в доме, где четверо детей, без женщины тяжело. Слабый пол в жизни мужчины появлялся, особенно после публикаций в газете и выступлений на ТВ.
- Мне не 20 лет, - сразу говорил Аскар, - у меня нет времени ухаживать за тобой, как бы этого хотела: конфеты, кино и так далее. У меня четверо маленьких детей, младшая очень слабенькая... короче: да - так да, нет - так нет.
Грубовато, конечно.
Высокий симпатичный, без вредных привычек. Но женщины после таких признаний исчезали.
- Сколько их было? - спрашиваю.
- Прилично, - отвечает.
Женщин пугали дети, ответственность и труд, который стоит за воспитанием деток.
Сандугаш Смаковна с коллегами и единомышленниками все-таки сумела пробить детям квартиру. Аскар проявил завидное упорство. Итог: хорошая трехкомнатная квартира в новом доме.
Перед тем как отправить младшую дочь в первый класс, Аскар поехал к себе на родину под Шымкент. Не просто так поехал. Ему позвонили и сказали: тут есть одна девушка, она должна понравиться тебе и твоим детям.
Аскар сел рядом с двумя сыновьями и двумя дочками, сказал им честно о цели своей поездки. Дети послушали папу и сказали:
- Езжай. Привози.
- Если она согласится, - внес ясность папа.
Приехал, познакомились.
Аскар сказал, что у него четверо детей. Акмарал в ответ улыбнулась. Аскар сказал, что времени у него в обрез, завтра уезжает, и если она согласна, то они поедут вместе.
Девушка сказала, что она подумает.
Дома мама Акмарал запричитала: как ты можешь... Маму, конечно, можно понять, будущий зять на 13 лет старше, Акмарал замужем не была, детей своих нет...
Уехал Аскар в Алматы один и уже дома услышал от своей сестры, что Акмарал согласна... По всем традициям в его родном ауле накинули на голову девушке платок, взяли несколько ее тетушек в сопровождение и вместе с мамой Аскара привезли молодую в южную столицу.
Мама Аскара, как полагается, по обычаю открыла перед келин двери дома, и Акмарал переступила порог. Дома были все дети. Они как-то сразу назвали женщину мамой.
Про Акмарал мужчина говорит:
- Слава богу, хорошая.
Через год, 18 ноября 2010 года, в семье Аскара Катаева было уже пятеро детей...
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы