Расул-огородник
Житель актюбинской глубинки Расул ЕРСЕИТОВ (на снимке) ужасно стесняется, когда ему вслед произносят звонкое: “О боже, какой мужчина!”. А порой и вовсе негодует из-за этих шуточек. Ну что такого в том, что к нему в гости в аул собралась миллионерша из столицы?
- Я помогу вам!
Молодая женщина приятной внешности что-то еще говорила Расулу на русском языке, стоящие рядом люди начали хлопать и насвистывать: “Поздравляем!”, “Құтты болсын, брат!”. А Ерсеитов не верил своим ушам. Он просто стоял и широко улыбался. То, чего он так желал несколько последних лет, наконец-то сбудется. У него появится компактная теплица, в которой он вместе с супругой и тремя сыновьями будет выращивать овощи и ягоды!
Расул Ерсеитов - живая достопримечательность аула Екпетал Уилского района. 31-летний мужчина знаменит на всю округу тем, что впервые за последние полвека составил достойную конкуренцию двум местным овощным монополистам - ЛУЦЕВЫМ и МИЛАКУМОВЫМ.
Екпетал славится своей неповторимой природой, за что аул прозвали местной Швейцарией. Здесь хорошая почва, есть река Уил и подземные источники пресной воды. Однако, несмотря на это, в ауле мало кто занимается земледелием. В приоритете в Екпетале, да и во всем районе, животноводство.
- А я вдруг взял да нарушил традицию, - говорит Ерсеитов.
В старших классах он переехал в город. Мечтал, что отучится, пойдет работать строителем и обязательно обзаведется новой квартирой. Женится, красавица супруга народит ему малышей, и все они вечерами будут пить горячий шоколад.
Но городским Ерсеитов не смог стать. Актобе его так и не принял.
- Я просто начал задыхаться от здешнего воздуха, - вспоминает Расул. - Весь опух, глаза слезятся, без конца чихаю - одним словом, аллергия.
Удивительно, что в ауле аллергия прекращалась. Но стоило ему оказаться в городе, как напасть вновь одолевала.
- Все, что ни заработаю, уходило на лекарства, - поясняет мужчина.
Так, проработав пару лет в городе, он окончательно уехал в село. И если бы не эта аллергия, то в ауле, возможно, никогда бы не появился Расул-огородник.
- Надо было как-то выживать, и я решил вырастить во дворе огурцы и помидоры, - говорит он. - Все лето ухаживал, а осенью получил богатый урожай. Супруга замариновала несколько банок на зиму, а излишки я решил повезти в райцентр и продать на рынке.
Чем, собственно, несказанно удивил местное население. В райцентре поставщиками местных овощей и фруктов издавна считались Луцевы и Милакумовы. Люди каждую осень с нетерпением ждали их появления на местном рынке - уж больно вкусная, качественная и доступная по цене у них плодоовощная продукция. А тут на тебе: казах - и овощи. Прямо несовместимые для животноводческого края понятия.
- Мой урожай быстро разобрали. Вырученные деньги повез жене. И, глядя на то, что торговля овощами дело довольно прибыльное, на следующий год я решил заняться огородом более серьезно, - говорит Расул.
Наступила весна, и во дворе Ерсеитова закипела работа. Хозяин дома выгрузил целую тележку дождевых червей, смешал их с навозом и черноземом, затем полученное удобрение рассыпал по всему огороду. Выждав несколько недель, посадил огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны, кукурузу, свеклу, красный перец, тыкву и клубнику. А потом по мере созревания только и поспевал ездить в райцентр, чтобы встать за прилавок и торговать овощами и клубникой.
- Наш аул - самый отдаленный от областного центра. От Актобе до нас почти 300 км. И у нас самые дорогие овощи и фрукты. Килограмм яблок стоит 500 тенге, столько же, если не дороже, огурцы и помидоры. Я сам когда-то из-за этого намучился. Потому, занявшись огородом, решил, что продавать урожай буду по доступной цене, - говорит Расул.
Так, летом помидоры у него стоят 100 тенге, а зимой 250-300. В то время когда клубнику в городе продавали по полторы тысячи тенге за килограмм, Расул отпускал ее по 300 тенге. А виноград и вовсе за 150-200 тенге. Правда, круглый год снабжать аул овощами и фруктами он не может. Нет теплицы. Потому мужчина несколько лет назад разработал свой бизнес-план и двинулся в областной центр.
- Мне нужно 3,5 млн. тенге на открытие теплицы, - говорил везде Ерсеитов. - Приобрел бы специальные каркасы, стекло и на 120 квадратных метрах построил все, что задумал. Тем более что рядом с моим домом есть естественный источник пресной воды.
Сколько конкурсов он обошел, но его бизнес-идея нигде не нашла одобрения. По той простой причине, что нет у него имущества в залог.
- Я сам буду залогом, - говорил он всякий раз, и люди в комиссии смеялись. - Возьмите в залог также мой дом и саму теплицу, которую я построю. Я честный. Буду день и ночь трудиться. Я умею петь, ставлю людям уколы и измеряю давление. Аул может подтвердить, что я серьезный, не обману вас и не брошу все на полпути...
От того, что в Екпетале появилась бы теплица, выиграл бы не только Ерсеитов, но и всему аулу и району была бы выгода,
говорят между тем в Уилском районном акимате.
- У нас в районе проживает около 19 тысяч человек, есть семь сельских округов и 23 населенных пункта. За овощами и фруктами люди едут в областной центр, на местном рынке все дорого, - поясняет руководитель Уилского районного отдела предпринимательства Акмарал ЕСБАТЫРОВА. - Так что мы всякий раз молимся за Ерсеитова, когда он отправляется на всевозможные конкурсы, и сами его сопровождаем.
Но на последнем областном мероприятии, где разыгрывались крупные денежные гранты на самые актуальные бизнес-идеи, Ерсеитову вновь не повезло. Расул, конечно же, расстроился. 3,5 млн. тенге не только для Ерсеитова, но и для районного акимата огромные деньги. Будь неладен этот залог, негодовал он. Как вдруг к нему поступило неожиданное предложение.
Одна из известных казахстанских бизнесвумен - долларовая миллионерша из Астаны, между прочим, - решила поддержать бизнес-идею Расула.
- Я вижу, какой вы трудолюбивый, честный, и рука у вас легкая, - призналась благодетельница. - Но, помогая вам, я требую лишь одного.
Расул вновь напрягся. Неужто залог?
- Я помогу вам. Но лишь с тем условием, что на следующий год мои дети смогли бы приехать к вам в ваш живописный аул, как вы выразились о Екпетале, и не только отдохнуть, но и поработать в вашей теплице, - вполне серьезно сказала она...
Антон МОЛДИН, фото автора и из семейного архива Р. ЕРСЕИТОВА, Актобе