С правом на надежду
Лишь один раз случай вмешался в судьбу этой девушки. Было это в 10-м классе, когда “англичанка” по ошибке вписала фамилию Гулхаи ЖУАШБАЕВОЙ в список учащихся. Тогда никто и предположить не мог, что промашка, обернувшаяся для молодой сельской учительницы директорской взбучкой, открыла перед слепой школьницей из Сузакского района широкие горизонты.
Только в шесть лет после шести сложнейших операций Гулхая, глаза которой еще в материнской утробе застили катаракта и глаукома, узнала, что такое свет.
- После операций я видела только очертания, - вспоминает девушка. - Врачи тогда сказали, что это предел их и моих возможностей, но я была и этому рада, ведь у меня появилась возможность пойти в первый класс.
Поблажек незрячей ученице педагоги никогда не делали, нужды в том не было. Шустрая и смышленая девчушка всегда была одной из лучших в классе. Лишь отсутствие тетрадей и пенала отличало ее от других школяров. Все науки Гулхая с легкостью держала в голове. Однако по окончании 9-го класса сельские педагоги всучили родителям Гулхаи документы и заявили, что дальше учить слепую девочку не станут.
- Директор тогда сказал, что для таких, как я, есть специальные интернаты и я должна там учиться, - говорит Гулхая. - Но 1 сентября я, несмотря на все запреты, снова села за парту. Правда, фамилии моей в школьном журнале не было. Я была вольной слушательницей в прямом и переносном смысле.
Однако к концу первой четверти эта обидная несправедливость с легкой руки молоденькой учительницы английского языка разрешилась. “Англичанка”, только что приехавшая в село, не знала о том, что самая лучшая ее ученица с подачи директора школы персона нон-грата. После очередного блестяще выполненного Гулхаей домашнего задания педагог вписала ее фамилию в классный журнал. Вычеркнуть ее директор уже не посмел. 11 классов Гулхая закончила лишь с двумя тройками, остальные отметки “4” и “5”. Однако никто, даже родители старшеклассницы, не ведали, какую цену девочка заплатила за знания.
- Любила книги и читала тайком от мамы, - рассказывает Гулхая. - Она мне это запрещала. Чтобы сохранить остатки моего зрения, все 11 лет мама из года в год делала со мной домашние задания. Забросив все дела, она каждый день читала мне мои учебники, а я запоминала прочитанное ею. Однако мне так хотелось знать еще больше, и втихаря от мамы я перечитала почти все, что было в нашей школьной библиотеке. В итоге к концу школы окончательно ослепла.
Ровно год после окончания школы выпускница просидела дома: продолжить обучение в Шымкенте родители не разрешали. Они были уверены, что слепой человек в незнакомом городе пропадет. Однако переубедить отца с матерью помогла Гулхае подруга семьи.
- В Шымкенте я жила у этой святой женщины, - рассказывает Гулхая. - Она же отвела меня в библиотеку, и с того дня моя жизнь изменилась навсегда. В библиотеке я научилась читать руками, узнала, что такое Интернет, встретила интересных, умных и сердечных людей.
В шымкентском центре реабилитации инвалидов девушка выучилась искусству массажа и получила сертификат, а после в город приехал отец и забрал дочь назад в аул. Больше года Гулхая отвоевывала у родителей право на самостоятельность и потихоньку копила деньги. Зарабатывала тем, что ходила по домам односельчан и делала массаж. Когда набралась достаточная сумма, девушка тайком сбежала из родительского дома в город, чтобы там сдать экзамен в университет.
- Получить грант не удалось… Аульное образование сказалось, - объясняет Гулхая. - Пошла на платное отделение, отдав все, что заработала, но этого хватило лишь на полгода. Где взять деньги на дальнейшую учебу, даже не знала, и вновь мне пришла на помощь моя родная библиотека. Девочки связались с тогдашним акимом Сузакского района Бериком МЕЙИРБЕКОВЫМ, и он мне помог. Кстати, только тогда родители узнали, что я учусь на платном отделении. Отец, конечно, нагоняй устроил, но в аул, спасибо, не увез.
Гулхая оказалась настолько прилежной ученицей, что по окончании первого курса ее как лучшую студентку перевели на бесплатную форму обучения и даже назначили стипендию. Сейчас без пяти минут педагог-организатор готовится к защите дипломной работы, а после планирует поступать в магистратуру. Девушка давно не сидит на шее у родителей. Уже пару лет она работает музыкальным терапевтом-психологом в одном из молодежных общественных объединений Шымкента.
- Сколько себя помню, все время пою, - говорит Гулхая. - Это помогает сохранять бодрость духа, желание жить. Учу тому же и незрячих ребятишек. Помогаю таким же, как я, детям понимать музыку, находить в ней радость, когда вокруг все черно.
Вокальные и музыкальные способности девушки оценили не только ее ученики, но и маститые казахстанские певцы. Так, Лаки КЕСОГЛУ, услышав выступление Гулхаи на международном конкурсе “Шабыт-2013”, настоятельно рекомендовал ей продолжить музыкальное образование в консерватории.
- У меня нет мечты, есть цели, я ставлю их перед собой и иду к ним, - говорит 24-летняя студентка. - Поставила перед собой цель успешно закончить школу. Выполнила. Решила “взять” университет. Диплом уже почти в кармане. Хотела стать певицей и вот уже пою на сцене. Следующая вершина - консерватория… Ну что ж... будем и ее штурмовать. Только для этого нужно заставить глаза “работать”, и это еще одна моя задача.
В прошлом году Гулхая оперировалась в Ташкенте у индийского хирурга-офтальмолога, и тот смог на сотую толику вернуть девушке зрение. С великим трудом студентка теперь различает предметы и, держа мобильный телефон на расстоянии пяти сантиметров от глаз, даже может прочесть запись на его дисплее. Средства на прошлогоднюю операцию для Гулхаи собирали всем миром. Денег, что скопили девушка и ее родители, не хватало ни на что, и тогда к делу подключились товарищи. Видя упорство подруги и ее заразительный оптимизм, они устроили благотворительный концерт, а собранные в ходе него деньги отдали для оплаты работы хирурга и его коллег.
- После операции врач сказал, что это мой предел и лучше видеть я уже не буду, - говорит Гулхая. - Однако это я уже слышала, когда мне было 6 лет, а жизнь показала, что нужно двигаться вперед - и победа придет. Сейчас собираю деньги для обследования в клинике Федорова в Питере. 500 тысяч тенге - внушительная для меня сумма, но если это даст надежду, что я смогу увидеть этот мир, оно того стоит!
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото из семейного архива Гулхаи Жуашбаевой, Шымкент