3685

По закону парности

Полтора года назад впервые в Восточно-Казахстанской области нейрохирург из Семея Рашид ИШМУХАМЕТОВ (на снимке) пошел на беспрецедентный шаг, рискнув провести сложнейшую операцию на мозге парализованной женщины, которая вот-вот должна была стать матерью. И сотворил чудо - выжили и мама, и малыш! Мог ли он подумать, что 22 сентября этого года история повторится с точностью до мельчайших деталей?

- У хирургов есть такая примета: закон парности. То есть если ты впервые сделал сложную операцию, непременно в ближайшее время судьба тебя столкнет с аналогичным случаем, - улыбаясь, произносит Рашид Шамильевич, и невозможно понять, насколько серьезно он говорит об этом.
Тогда - Гульжан, теперь - Ульжан. Обе примерно одного возраста - в районе тридцати. Обе - на седьмом месяце беременности. Обе готовились стать мамами во второй раз. Самое страшное - и та, и другая внезапно потеряли сознание во время очередного посещения клиники, где наблюдались в период беременности. Диагноз тоже оказался одинаковым: инсульт, большое кровоизлияние в мозг, полный паралич. В таком тяжелом случае только один способ попытаться спасти жизнь: срочная операция по удалению внутримозговой гематомы.
- В нашем нейрохирургическом отделении медцентра государственного медуниверситета давно и успешно проводят подобные операции - примерно 30-40 в год. Но никогда еще нам не приходилось оперировать женщину, которая вот-вот родит! - вспоминает историю с Гульжан Рашид Ишмухаметов.
Как и полагается в экстраординарном случае, семейские врачи связались с Астаной, прибывший столичный нейрохирург прооперировал женщину и уехал. Однако улучшения не наступило. Тогда за скальпель взялся на свой страх и риск Рашид Ишмухаметов. Через неделю после операции женщина вышла из комы. На поправку она шла медленно, но верно. Малыш появился на свет немного раньше положенного срока, но, самое главное, здоровый!
В случае с Ульжан в Семее никого не стали ждать. Кандидат меднаук, врач высшей категории Ишмухаметов получил одобрение из Астаны на проведение сложнейшей операции.
- Сейчас у Ульжан успешно проходит период ранней реабилитации, - рассказывает нейрохирург. -
Все мы с нетерпением ждем рождения малыша, его внутриутробное развитие, как показывает обследование, проходит нормально. Хотя у Ульжан ситуация была более сложной - внутримозговое кровотечение больше, чем у Гульжан. Но период восстановления у нее протекает быстрее. А все потому, что прошло меньше времени с момента потери ею сознания до операции. В 11 часов Ульжан упала в обморок, а в 17 она уже была на операционном столе. Можно было бы сократить и этот промежуток, но точный диагноз нельзя поставить без обследования на компьютерном томографе. А его нет ни в женской консультации, где Ульжан упала в обморок, ни в неврологическом отделении БСМП, куда ее доставили, и у нас этот аппарат последние два месяца не работает. В данный момент на весь город работает всего один компьютерный томограф - в онкодиспансере. Только после обследования в этой клинике беременная женщина наконец попала в операционную! Представляете, какой мы сделали круг!
В голове не укладывается: как чиновники от медицины могут спокойно закрывать глаза на то, что в нейрохирургическом отделении, где людей буквально вытаскивают с того света, нет жизненно необходимого аппарата? И это в городе с населением 300 тысяч человек, не говоря уже о пригородных селах и поселках! Жаль, что закон парности не спешит проявить себя и в случае с мед­оборудованием. Все-таки даже два компьютерных томографа лучше, чем один…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть