Служить бы рад...
Майор Республиканской гвардии Михаил КУРОЧКИН (на снимке) утверждает, что его незаконно уволили из рядов Вооруженных сил. Экс-военнослужащий недоумевает, для чего вообще создан дисциплинарный устав, если даже командиры его не соблюдают, избавляясь от неугодных подчиненных.
Михаил Курочкин отдал военной службе 12 лет. Он прошел путь от рядового до майора - начальника медицинского пункта воинской части 0111 Республиканской гвардии. По словам майора, его уволили после разговора с первым заместителем командира части генерал-майором Ермеком УКИБАЕВЫМ.
Михаил рассказал, что в мае прошлого года в воинской части 0111 произошел инцидент с одним из солдат: на утренней зарядке он потерял сознание и долго не приходил в себя. Солдата госпитализировали в медпункт под наблюдение Курочкина. В тот же день Михаилу позвонил генерал-майор Укибаев с вопросом, оповестил ли тот о случившемся родителей больного солдата.
- Я объяснил генералу, что это не входит в мои обязанности. Я занимаюсь больным, а оповестить родителей должны непосредственные начальники этого солдата. Через пять минут меня вызывает командир части Абзал ТОКБАНОВ и спрашивает: ты почему генерал-майора Укибаева послал куда подальше? - рассказывает Курочкин.
Результат этого диалога не заставил себя долго ждать: Токбанов в устной форме объявил майору взыскание в виде замечания якобы за отсутствие в воинской части в рабочее время. А через два месяца Курочкину опять же в устной форме влепили выговор якобы за опоздание. В объяснительной майор не признал совершение этих проступков. Адвокат Ергали БЕРЛИБАЕВ, который впоследствии защищал Михаила в суде, утверждает, что в ситуации с Курочкиным нарушен Дисциплинарный устав, а также Закон “О Республиканской гвардии РК”. Так, в пункте 91 устава сказано, что командир должен назначить служебное расследование, если военнослужащий в своем письменном объяснении не согласился с предъявленным ему взысканием. Однако служебное расследование никто не проводил. По Закону “О Республиканской гвардии” деятельность ее сотрудников регулируется трудовым законодательством. А это значит, что работодатель, назначая дисциплинарное взыскание, обязан издать письменный приказ.
- На судебном заседании командир Токбанов вообще не смог ответить, в чем именно заключается причина взысканий и в чем состоит нарушение. Приказы о неполном служебном соответствии не издавались, их лишь занесли в служебную карточку. Курочкин не был с ними ознакомлен, - утверждает Ергали Берлибаев.
Следующим “сюрпризом” для Михаила стало распоряжение о необходимости пройти внеочередную аттестацию в Высшей аттестационной комиссии в Астане. Любопытно, что Курочкин в 2011 году уже прошел аттестацию в Алматы. По правилам прохождения воинской службы в Вооруженных силах, аттестация военнослужащих проводится один раз в три года. Следовательно, в очередной раз Курочкин должен был пройти ее в 2014 году, но никак не в 2012-м. Непонятно также, почему его направили в Астану, в то время как все его сослуживцы проходили аттестацию в Алматы при воинской части. Но еще возмутительнее, по словам майора, то, что во время аттестации никто его знаний и профессионального соответствия должности вовсе не проверял.
- Никакого тестирования я не проходил, физические нормативы не сдавал. Непонятно, на каком основании по результатам этой аттестации меня рекомендовали уволить, - резонно задается вопросом Курочкин.
Майор в судебном порядке обжаловал представление командира Токбанова об увольнении. На суде адвокат Берлибаев представил решение Высшей аттестационной комиссии - рекомендовать уволить Курочкина через месяц, если он не найдет другую работу. Однако, как утверждает адвокат, решения о признании майора несоответствующим занимаемой должности нет! Тогда на каком основании Курочкина решают уволить?
Ергали Берлибаев объясняет, что в правилах прохождения воинской службы в Вооруженных силах РК сказано: порядок проведения аттестации военнослужащих в уполномоченных органах определяется их первыми руководителями. Но на процессе в Военном суде Акмолинского гарнизона по иску Курочкина представители Республиканской гвардии не представили какого-либо утвержденного порядка проведения аттестации.
- Это значит, что в Республиканской гвардии нет конкретных требований, чему должны соответствовать военнослужащие, какое законодательство должны знать, - делает вывод Берлибаев. - Выходит, аттестация в гвардии проводится по усмотрению первого заместителя генерал-майора Укибаева, который является куратором этого вопроса и по рангу занимаемой должности должен был инициировать реализацию законодательства - определить порядок прохождения аттестации.
Ну а Михаилу Курочкину ничего не оставалось, кроме как подыскивать другое место работы. В это же время командир части назначает комплексную проверку медицинского пункта, начальником которого был Курочкин. Проверка выявила ряд нарушений: несоблюдение правил учета личного состава, нарушение внутреннего порядка, слабая организация воспитательной работы с подчиненными. По результатам этой проверки Курочкину вынесли предупреждение о неполном служебном соответствии занимаемой должности. Это вкупе с двумя предыдущими взысканиями и стало основанием для увольнения майора по отрицательным мотивам.
Курочкин прошел две судебные инстанции и обе проиграл. Судья посчитал несостоятельными доводы майора о том, что он во время комплексной проверки медпункта фактически не исполнял своих обязанностей, а искал другое место работы по рекомендации Высшей аттестационной комиссии. Ответчики представили суду акт проверки медпункта, на котором стояла подпись Курочкина. Однако он утверждает, что никакого акта, а также записи о дисциплинарных взысканиях в служебной карточке не подписывал. Но судья не стала назначать почерковедческую экспертизу.
Тем не менее суд все же установил, что служебного расследования по оспариваемым взысканиям не проводилось. Кроме того, судья посчитала обоснованным заявление Берлибаева о том, что решение Высшей аттестационной комиссии искажено. Командир Токбанов не представил никаких доказательств, что по итогам аттестации было принято решение о несоответствии майора занимаемой должности. Однако это не спасло Михаила Курочкина - суд не удовлетворил его иск к Республиканской гвардии.
очему материалы о Курочкине ни разу не были направлены в дисциплинарную комиссию? Для чего вообще существует этот институт? Почему командиры не проводят служебных расследований, когда военнослужащие не согласны с взысканиями? Почему в отсутствие военнослужащих их проверяют? Все эти вопросы остаются открытыми, - говорит Ергали Берлибаев. - Военных не могут уволить по собственному желанию. Поэтому, конечно, с Курочкиным распрощались по отрицательным мотивам. Сейчас он не может устроиться на военную службу, имея плохую характеристику с прежнего места работы.
Единственное, на что теперь надеется Михаил Курочкин, - это объективность Верховного суда, куда он планирует обратиться.
Лэйла БАСАРОВА, lilok8@mail.ru, фото автора, Астана