34799

Конец “императора”

Айтбакы БЕЛЯЛОВ (на снимке - в зале суда) стал, пожалуй, единственным в Казахстане банкиром такого уровня, который понес суровое наказание по обвинению в финансовых махинациях. По двум срокам он должен был провести в неволе более 13 лет. Сам Андрей Беляев - а именно так называл себя владелец “Валют-Транзит Банка” (ВТБ) - проводил в зале суда параллели с Михаилом ХОДОРКОВСКИМ, намекая на политическую подоплеку своего дела. Он до последнего утверждал, что никогда бы не стал ставить под удар свое детище и что якобы кому-то было выгодно убрать столь сильного игрока с финансового рынка.

Звезда карагандинского банкира взошла в лихие 90-е, когда миллионные состояния наживали и тратили за один день. На постсоветском пространстве в то время поднимались и падали финансовые пирамиды, а в шахтерской столице Казахстана появилась весьма солидная организация - “Валют-Транзит Банк”. Поначалу это была всего лишь сеть обменных пунктов, но за пять лет работы - с 1996-го по 2001-й - Белялову удалось ворваться в десятку крупнейших банкиров страны. В 2002-м накопительный пенсионный фонд ВТБ и вовсе стал первым среди конкурентов и собрал ряд международных наград. С каждым годом росли капитал банка и его чистая прибыль. Караганду в те годы называли не иначе как территорией “Валют-Транзита”. Хотя точнее было бы сказать -
империей. Постепенно Белялову становилось тесно в одном регионе, и он начал активнее действовать в других городах.
Раскрылся банкир и в других ипостасях: опубликовал книгу стихов собственного сочинения, проводил творческие вечера, где пел и плясал со своими топ-менеджерами.
Айтбакы-Андрей не стеснялся своего богатства. Например, вместе с семьей жил в здании бывшего детского сада, выкупленного у государства и перестроенного в особняк. Окружающие отмечали широту его души: каждая акция банка сопровождалась выдачей дорогих призов, свой сборник стихов “Утро завтрашнего дня” он презентовал в лучших залах Астаны и Алматы, а на десятилетие ВТБ организовал в Караганде такой фейерверк, на фоне которого иные салюты в Астане выглядели всего лишь парочкой китайских петард.
Увлекся поэт и политической жизнью страны - даже стал сопредседателем партии “Руханият”. В общем, в среде скучных и чопорных финансистов Белялов был настоящим человеком-оркестром.

Сказка “Валют-Транзита” закончилась в 2006 году. Владелец банка был убежден, что проблемы начались после проверки тогдашнего Агентства по финансовому надзору. В конце 2005-го АФН изу­чило документы банка, а затем, по утверждению Белялова, в общество была специально запущена информация о якобы нестабильном финансовом положении ВТБ. Начался отток средств. Пытаясь спасти ситуацию, Айтбакы привлек инвесторов и даже переуступил им свое кресло - не бесплатно, конечно. Но в декабре 2006-го у ВТБ была отозвана лицензия, а Андрея Беляева взяли под стражу.
Сначала он был осужден на три с половиной года, хотя защищался отчаянно, и не только в суде. Часть документации его детища исчезла, по официальной версии, из-за затопления одного из офисов. В суде же Айтбакы приводил, казалось бы, убойный аргумент: как он мог нанести ущерб банку, если все свои личные средства -
порядка 6,5 миллиарда тенге - вложил в капитализацию? Но Казыбекбийский райсуд Караганды не стал учитывать этот и другие доводы владельца ВТБ. Были осуждены и топ-менеджеры банка.
Пока поэт-песенник находился в заключении, финпол продолжал разматывать клубок его “подвигов”, и осенью 2010 года Белялов получил новый срок - 10 лет лишения свободы. Статьи были прежние: создание преступной группировки, незаконное использование денежных средств, мошенничество и так далее. По данным следствия, ущерб ВТБ от деятельности Белялова и его подчиненных в общей сложности превысил 30 миллиардов тенге. Вкладчиков, доверивших свои средства “Валют-Транзиту”, к тому времени насчитывалось уже почти 400 тысяч...

Даже в тюрьме к Айтбакы Белялову было постоянно приковано внимание прессы. О каждом его шаге писали не только карагандинские, но и республиканские газеты. То он возмущался действиями ликвидационной комиссии, то менял профессию с библиотекаря на разнорабочего. В начале этого года бывший владелец ВТБ вновь попросил об условно-досрочном освобождении и передал соответствующие документы в КУИС. Рассмотрение этого вопроса должно было состояться в самые ближайшие дни...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта nt.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть