12262

Трудно быть первым...

Фото с сайта auto.lafa.kz
Последние дни июля в казахстанском радиоэфире зазвучал рекламный ролик о первом казахстанском внедорожнике Nomad (“кочевник”). Его презентация прошла с помпой и размахом, как обычно у нас презентуют все первое. На мой взгляд, позиционировать “номад” (построенный на базе южнокорейского Ssang Yong ActyonSports) казахстанским автомобилем - это все равно что назвать Coca-Cola казахстанского производства шубатом.
Впрочем, позиционирование автомобиля - дело десятое. Главное, чтобы его не постигла та же участь, что и многих других “первых казахстанских”. А их в нашей истории было немало.
Безусловно, первым среди “первых казах­станских” на ум приходит легкий телекоммуникационный геостационарный спутник KazSat. Помните, что с ним случилось? Запущенный 18 июня 2006 года KazSat в режиме регулярных сбоев бороздил просторы космического океана до 26 ноября 2008 года, после чего ушел в полную дезориентацию и был переведен на орбиту захоронения. Хотя срок его эксплуатации составлял 10-12 лет. Правда, как потом сообщили власти, КазСат все же успел заработать 20 млн. долларов (для сравнения, стоимость спутника составила $65 млн.).
Еще один “первый казахстанский” экземпляр других эмоций, кроме умиления, не вызывает. Речь идет о первом казахстанском автомобиле “аттила”. Кстати, он в отличие от “номада” действительно должен был стать казахстанским, так как автор этого прожекта карагандинец Бейбут АМИРБЕК не только разработал дизайн, но и вместил в авто двигатель внутреннего сгорания, изобретенный профессором из Жезказгана (см. “Лошадиные силы “аттилы”, “Время” от 1.12.2009 г.). Правда, дальше патента дело не двинулось.
К слову, Караганда любит производить “первое казахстанское” в промышленных масштабах. Вспомните тот же первый казахстанский авиазавод ТОО “КазАвиаСпектр”, включенный в “Карту индустриализации” и позиционируемый как один из самых перспективных проектов государственной программы индустриально-инновационного развития. Запущенный в 2011 году завод так и не смог запустить в небо ни одного самолета, несмотря на многочисленные обещания, гарантии и вбуханные в него 1,6 млрд. тенге.
Среди первых были еще первый казахстанский вертолет ЕС 145 и опять же первый казахстанский самолет “Арай”, запущенные в небо в декабре 2011-го и апреле 2012 года. Что стало с ними потом - история умалчивает.
Были еще первый казахстанский народный компьютер (2007 год) и первый казахстанский планшетник “Акку”, завод по изготовлению которых был построен в Актау. Правда, все заводские мощности работали на перепродажу готовых продуктов под маркой made in Kazakhstan (см. “Прорывной провал”, “Время” от 10.9.2013 г.). Был первый казахстанский антивирус ALTAIR. Была первая казахстанская компьютерная игра “Тамерлан: Апокалипсис” (см. “Возвращение Тамерлана”, “Время” от 28.3.2008 г.).
В общем, первых было много - всех не перечесть. И будет еще столько же, а может быть, и больше. Впереди нас ждут первый казахстанский велосипед от Александра ВИНОКУРОВА, первый казахстанский крематорий, первый казахстанский электромобиль, первый в мире энергопозитивный город...
Памятуя прошлое, хотелось бы посоветовать экспериментаторам-новаторам только одно: не называйте свои проекты словом “первый”. Может быть, если они будут вторыми, их ждет лучшая судьба.
За вашу и нашу свободу!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с сайта auto.lafa.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть