Щедрость - не порок
Гложет бродячий кабан
Молодые побеги бамбука.
Хижина в дальних горах.
Рока
Первую в этом году статью в рубрике “Вредные советы” я начал с хайку японского поэта XVII века (ученика Басё, настоятеля храма Дзуйсэндзи) совершенно не случайно. Но об этом позже…
К тому, что Казахстан - щедрая страна, все уже давно привыкли. За примерами далеко ходить не надо. В конце прошлого года премьер-министр Серик АХМЕТОВ сделал весьма широкий жест: поручил Минфину для оказания официальной гуманитарной помощи Шри-Ланка выделить из чрезвычайного резерва правительства Казахстана целых (вы не поверите!)… 200 тысяч долларов. Поговаривают, что ланкийский президент Махинда РАДЖАПАКСЕ, узнав об этом, не скрывал своего восхищения казахской щедростью: еще бы, ведь далекое географически государство, о существовании которого он раньше только смутно догадывался, в лихую годину подарило его стране целый джип. Конечно, президент Раджапаксе мог бы поступить несколько иначе. К примеру, женить одного из троих своих сыновей на дочери какого-нибудь шымкентского хлопкового магната и пригласить на свадьбу всех ее родственников. Думаю, кудалар привезли бы гораздо больше денег в подарок. Впрочем, нет худа без добра: и сыну в брак по расчету вступать не придется, и кудалар каждый год в гости напрашиваться не будут. А деньги-то в кармане!
Вот и новый 2014 год начался с широко распиаренного факта казахстанской щедрости. На ведущих российских каналах замелькали сюжеты о том, что 3 января в московском центральном выставочном зале “Манеж” открылась выставка уникальной коллекции кимоно работы величайшего японского мастера Итику КУБОТЫ. Российские журналисты патетично рассказывали телезрителям о том, что японский музей кимоно, расположенный в городе Кавагути, в котором хранилась эта коллекция, два года назад оказался на грани полного банкротства. И работы мастера могли разойтись по частным коллекционерам, но в дело вмешался небезызвестный совладелец компании Eurasian National Resources Corporation (ENRC) казахстанский олигарх Фаттах (Патох) ШОДИЕВ. Он выкупил у музея всю коллекцию (а это 104 кимоно) целиком за 270 миллионов иен (или более 3 миллионов долларов).
В интервью телеканалу “Россия 24” (http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=397193) в начале 2012 года Фаттах Каюмович рассказывал, что, несмотря на то, что коллекция де-юре принадлежит ему, де-факто она находится в собственности Страны восходящего солнца. Он же ее просто содержит и возит по миру. Кстати, ежегодные совокупные расходы по содержанию музея и зарубежных экспозиций, по признанию Шодиева, составляют около миллиона долларов в зависимости от географии поездок. Коллекция уже побывала во многих городах мира, в том числе в Париже, Дубае, Нью-Йорке. Смогли полюбоваться работами мастера и жители Астаны и Алматы.
Вот только кимоно из страны цветущей сакуры до сих пор не видели жители города красного снега - Павлодара, где расположены подразделения ENRC (компании “Алюминий Казахстана” и “Электролизный завод”), которые, собственно, и помогают г-ну Шодиеву увеличивать свое благосостояние, периодически тратя толику нажитого непосильным трудом на спасение чужого культурного достояния.
В своих интервью большой души олигарх не раз признавался - он еще тот японист: с детства увлекся этой страной, многому там научился, а потому, когда стало ясно, что с кимоно-то может быть хреновато, его не мучили сомнения.
Почему же у этого святого человека из евразийской троицы не возникло желания спасти своими деньгами жизни десятилетнего Володи ТОПКО, семилетнего Вани КАКУХИНА и годовалого Клима ХАРИТОНОВА - маленьких павлодарцев, сгоревших от онкологии, причина которой, по мнению многих горожан, именно в стремлении олигархов сэкономить на покупке современных очистных фильтров (см. “Дайте продохнуть, г-н Машкевич!”, “Время” от 24.10.2013 г.). Наверное, потому что жизни этих детей не были выгодной инвестицией.
Хотя, с другой стороны, г-н Шодиев со спокойной совестью может не заботиться об этом казахстанском городишке. Ну согласитесь: не обязан уроженец Узбекистана, имеющий - по данным Forbes - гражданство Бельгии (Wikipedia называет его гражданином России) и отнюдь не худо и не бедно коротающий свои дни в Лондоне, с какими-то полутора миллиардами евро в кармане (его состояние оценивается более чем в €1,6 млрд.), помнить про какой-то там, япона мать, Павлодар! Ну, посудите сами, что лучше: вбухивать миллиарды в экологию этого богом забытого городка, чтобы в конце концов, растратив все свое состояние, влипнуть в историю, или - всего-то за 3 миллиона! - остаться в истории спасителем культурных ценностей любимой страны?
Говорят, что безграничная щедрость г-на Шодиева настолько поразила благодарных японцев, что они всерьез последние два года обсуждают вопрос о присвоении ему почетного звания “япона папа”. Впрочем, это, скорее всего, байки завистников. А вот в Павлодаре, узнав о шодиевском вкладе в сохранение наследия мировой культуры и его расходах, связанных с этим благим делом, многие помянули “вкладчика” тихим добрым словом, воскликнув: какое благородство, японский бог!
Я же, со своей стороны, хочу посоветовать Фаттаху Каюмовичу не ограничиваться кимоно. Можно взять на содержание коллекцию оригиналов хайку японских поэтов, к примеру, того же Рока или даже самого Басё. Чтобы прослезившиеся от умиления японцы в благодарность процитировали его хайку:
О, не думай, что ты из тех,
Кто следа не оставил в мире!
Поминовения день...
А павлодарцы, в свою очередь, вспомнили бы другие строки классика:
Обернись же!
Ведь и моя унылая осень
Подходит к концу...
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы