8140

Тюркский гамбит

В тени главных событий дня очень сложно заметить другие - менее яркие, но от этого не менее значимые и порой с более серьезными последствиями. Это похоже на круги на воде: камень давно уже утонул, а волны все идут и идут...

Нечто подобное произошло на прошлой неделе, когда российский премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ дал команду всем ведомствам в двухдневный срок придумать, как ответить Турции, сбившей бомбардировщик Су-24. Одним из первых премьерское поручение выполнило Министерство культуры РФ, которое с ходу предложило прекратить переговоры по перекрестным годам культуры и туризма, которые были запланированы на 2017 и 2018 годы.
“Говорить о культурном сотрудничестве с Турцией после трагической гибели наших летчиков бестактно”, - заявил спецпредставитель российского президента по международному культурному сотрудничеству Михаил ШВЫДКОЙ.
Глава Минкульта Владимир МЕДИНСКИЙ пошел еще дальше и направил правительственную телеграмму главам республик Алтай, Башкирия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия о необходимости незамедлительно прекратить контакты с международной организацией тюркской культуры ТюрКСОЙ.
Поначалу я воспринял эту информацию как какой-то бред. Санкции санкциями, но при чем здесь культурное сотрудничество? Потому что каждый цивилизованный человек понимает, что культура (если она не пропитана гнилой пропагандой) - это единственная ниточка, которая со временем поможет пройти через все лабиринты непонимания к восстановлению всех остальных связей: экономических и политических.
Все это напомнило мне действия киевских националистов, которые в патриотическом угаре год назад стали составлять “черные” списки артистов и певцов, запрещать показы российских спектаклей, сериалов и фильмов под знаменем борьбы с тлетворной пропагандой москалей. Сколько было пролито слез в российских СМИ, сколько патетики прозвучало в пустоту, так и не получив ответа...
И вот теперь Россия сама заняла точно такую же позицию. При этом господа Мединский и Швыдкой совершенно забыли (или не захотели вспоминать), что ТюрКСОЙ - это не только Турция (в Анкаре находится штаб-квартира организации, а создана она была в Астане), но и Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан и Туркмения. Именно эти страны вместе с Турцией являются учредителями международной организации тюркской культуры, а перечисленные выше российские республики, а также Турецкая Республика Северного Кипра, Гагаузия (в составе Республики Молдова), вошли в ТюрКСОЙ как наблюдатели.
Получается, что Москва, устами Минкульта РФ призывая порвать культурные связи с Турцией, предлагает татарам и башкирам, алтайцам и якутам, тувинцам и хакасам порвать точно такие же ариадновы нити с Астаной, Баку, Ташкентом, Бишкеком и Ашхабадом?!
Звучит на первый взгляд дико, но... почему бы нет? Ведь речь идет всего лишь о тюркском мире, который московским чиновникам от культуры куда менее интересен, чем русский мир. И они готовы искать осколки этого самого русского мира по всей планете, чтобы дорисовать гигантскую, в стиле Ильи ГЛАЗУНОВА, мистерию, при виде которой весь остальной мир ощутит священный трепет. Они готовы прощать Киеву ушаты грязи на свои головы, объясняя такую небрезгливость с детской наивностью: все-таки братский народ, а чего не бывает между своими?
Этот типичный образец двойных стандартов выглядел бы не так чудовищно, если бы речь шла о любой другой сфере человеческих и государственных отношений - только не о КУЛЬТУРЕ.
В этой связи вспоминаются строки из романа-путешествия Андрея БИТОВА “Уроки Армении” (я не люблю длинных цитат, но эти слова, запавшие в душу еще со студенческой скамьи, хотелось бы привести полностью):
“Если бы мне дали задачу определить в двух словах, что такое культура, не та культура, которая высшее образование и аспирантура, ибо и образованный человек может оказаться хамом, а та культура, которой бывает наделен и неграмотный человек, я бы определил ее как способность к уважению. Способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, следовательно, способность к самоуважению, к достоинству. И поскольку я не был бы удовлетворен этой формулировкой, мне бы показалось, что она неполна, я бы еще добавил: способность не нажираться. Обжирается и пресыщается всегда нищий, всегда раб, независимо от внешнего своего достояния. Обжирается пируя, обжирается любя, обжирается дружа… Выбрасывает хлеб, прогоняет женщину, отталкивает друга… Грязь. Пачкотня. Короткое дыхание, одышка… Такому положено ничего не иметь - голодать, только голодный он еще сохраняет человеческий облик и способен к сочувствию и пониманию. Он раб. Сытый, он рыгает и презирает все то, чем обожрался, и мстит тому, чего жаждал, алкал. Алкал и налакался. Такая мнимая свобода от мирского, когда уже сыт, такая якобы духовность… Поводит мутным взором, что бы еще оттолкнуть, испачкать и сломать. Он исчерпал свое голодное стремление к свободе, нажравшись. И теперь его свобода - следующая ступень за сытостью - хамство. Потому что опять он не имел, не владел, дорвавшись, и теперь, чтобы убедить себя в своей свободе, он должен плевать на все то, к чему так позорно оказался не готов, - к обладанию.
С изобилием справляется только культура. Некультурный человек не может быть богатым. Богатство требует культуры. Некультурный всегда разорится, а потом будет разорять...” - так сказал умный и честный писатель России.
Должно быть, Швыдкой и Мединский не читали Андрея Битова, а если и читали, то не сделали эти слова своим главным принципом. Потому что не умеют уважать чужую культуру и не могут устоять перед соблазном нажраться своим показным патриотизмом.
Самое гнусное в этой истории то, что многие чиновники на местах, а именно в Башкирии, Республике Алтай, Хакасии и Тыве, получив из Москвы директиву, тут же взяли под козырек и отрапортовали о ее выполнении - приостановлении взаимодействия с ТюрКСОЙ на неопределенное время.
Это как же надо не уважать собственных граждан, чтобы навязать им столь унизительный отказ от общения с братьями по языку и культуре!
Справедливости ради замечу: не все российские республики захотели воспринимать свою роль наблюдателей в Тюр­КСОЙ как роль независимых статистов, от которых ничего не зависит. Так, в Казани хорошо понимают, чем может обернуться для Татарстана этот “культурный перелом”. Ведь именно под патронажем ТюрКСОЙ здесь проходят традиционный театральный фестиваль “Нау­руз”, набирающий популярность музыкальный фестиваль “Тюрквидение”. Более того, именно ТюрКСОЙ назвала Казань столицей тюркского мира 2014 года.
Известный в Татарстане общественный деятель и журналист Римзиль ВАЛЕЕВ высказался по этому поводу более конкретно: “Понятно стремление проучить Эрдогана, нанести ему ущерб перед избирателями, перед турецкой общественностью, даже тюркскими народами. Но решение прервать отношения с ТюрКСОЙ, скромной общественной организацией, объединяющей министерства культуры тюркских стран, которые, кстати, никогда не участвовали в санкциях, необдуманно. И вправе ли федеральное Министерство культуры командовать региональными? Минкультуры РФ участвует в работе чисто условно, не может запретить татарам, башкирам участвовать. А посоветовался ли Мединский с ЛАВРОВЫМ? Ведь мы можем потерять Казахстан, Азербай­джан, Кыргызстан. Лучше бы он предложил перенести штаб-квартиру ТюрКСОЙ в Астану или Казань. ТюрКСОЙ - это не Эрдоган, а Назарбаев!”
Услышат ли в московском Кремле эти голоса из кремля казанского? Или в очередной раз сделают вид, что ничего страшного не произошло?

P.S. Министр культуры Татарстана, прилетевший в туркменский Мары на заседание постоянного совета Тюр­КСОЙ, узнав, что его башкирского коллеги нет, сказался больным и срочно улетел обратно.

Рашид ГАРИПОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть